Приказом от 06.05.2010 № 894 ФТС России изменила требования, предъявляемые к складам временного хранения, расположенным на границе. Околотаможенному бизнесу немного станет легче.
Таможне сейчас туго — грядут коренные изменения. Основная головная боль — формирование Таможенного союза: мало кто понимает, как он будет работать с 1 июля 2010 г.
Еще раньше, в 2008 г., сама ФТС России инициировала не менее кардинальные перемены, начав переносить таможенное оформление с внутренних таможен на границу. Многим это казалось утопичным, поскольку на границе просто отсутствовала необходимая инфраструктура.
Но таможня переложила решение проблемы на бизнес.
В частности, был издан приказ ФТС России от 31.08.2009 № 1587 «Об утверждении обязательных требований к обустройству, оборудованию и месту расположения складов временного хранения, расположенных в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации и являющихся местом расположения таможенных органов, производящих таможенное оформление и таможенный контроль товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации» (далее — приказ № 1587). Требования к СВХ в нем более чем драконовские. Взять хотя бы требования к территории СВХ.
Во-первых, должна быть обустроенная открытая площадка, предназначенная для временного хранения товаров и одновременного размещения на ней не менее 100 транспортных средств с товарами, помещенными на временное хранение.
Во-вторых, прилегающая к СВХ охраняемая территория должна быть огорожена, иметь твердое (асфальтовое либо бетонное) покрытие, искусственное освещение и обеспечивать одновременное размещение не менее 300 транспортных средств, перевозящих товары, находящиеся под таможенным контролем, включая территорию для маневрирования большегрузных транспортных средств. Если попытаться представить себе территорию, на которой одновременно могут разместиться 400 фур, то захватывает дух. На одну аренду такого участка не хватит средств у среднего бизнеса, не говоря уже о его обустройстве.
Кроме того, данный приказ не учитывал различия между пунктами пропуска. Не секрет, что различные участки границы у нас загружены неравномерно. Где-то в день проходит 500 фур, а где-то и 10 не наберется. Но согласно приказу № 1587 СВХ на всех этих пунктах должны иметь одинаковую территорию.
Осознав такую несправедливость и обнаружив иные неточности, ФТС России решила внести изменения в требования к СВХ.
Еще раз отметим, что они касаются не всех СВХ, а только тех, которые находятся вблизи таможенной границы. Однако, например, аэропорты и морские порты также считаются таможенной границей. Следовательно, эти требования распространяются на СВХ, расположенные в портах. Именно такой вывод можно было сделать из предыдущей редакции п. 2 приказа № 1587. Но зачем СВХ, расположенным в аэропорту, площадка для 400 фур?
Теперь эта неувязка устранена: новая редакция п. 2 приказа № 1587 гласит, что обязательные требования не действуют в отношении СВХ, расположенных в аэропортах, морских и речных портах, на железнодорожных пунктах пропуска через границу РФ, а также СВХ, расположенных вне мест, приближенных к государственной границе РФ.
Размеры прилегающей охраняемой территории и открытой площадки СВХ ранжированы в зависимости от пропускной способности.
Так, при пропускной способности пункта пропуска менее 50 фур в сутки прилегающая территория должна обеспечивать одновременное размещение не менее 20 большегрузных автомобилей, а открытая площадка — не менее 10 фур. При пропускной способности более 300 фур в сутки — 200 и 100 фур соответственно.
Пропускная способность пункта пропуска через границу рассчитывается так: общее количество большегрузных фур, проследовавших на территорию РФ через пункт пропуска за предшествующий календарный год, делится на количество дней в этом году.
Расчеты производит сама таможня, в регионе деятельности которой расположен пункт пропуска, и сообщает полученные показатели претенденту на открытие СВХ.
В действующей редакции приказа № 1587 также установлено, что СВХ должны располагаться в непосредственной близости именно от федеральных автомобильных и железных дорог. Как видим, это требование сформулировано императивно и безальтернативно: и автомобильная, и железная дороги должны быть обязательно рядом с СВХ. Но если СВХ не ориентированы на железнодорожные перевозки?
Теперь СВХ располагаются в непосредственной близости от автомобильных дорог (любых, а не только федеральных), к СВХ от автомобильных дорог подходят подъездные пути. И только если на СВХ планируется хранить товары, перемещаемые железнодорожным транспортом, к СВХ должны подходить подъездные железнодорожные пути.
И последняя поправка. Действующая редакция приказа № 1587 обязывает в помещении СВХ и на открытой площадке обустраивать специально приспособленные помещения, предназначенные для хранения товаров, которые помимо прочего «могут причинить вред другим товарам». Правда, кто кому может причинить вред, не оговаривается. А это может стать поводом для злоупотребления со стороны таможенников, ведь что они назовут «вредным», то таковым и будет. Пресекая подобные действия, ФТС России исключила основание для создания обособленных мест хранения.
Рассмотренные изменения вступят в силу 4 июля 2010 г.