Последнее время Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) пытается облегчить гражданам процедуру регистрации недвижимости. В частности, Росреестр приступает к промышленной эксплуатации интернет-портала государственных услуг, оказываемых в электронном виде. Однако, как показывают предварительные итоги мониторинга «ОПОРЫ», полностью избавиться от длинных очередей в коридорах ведомства пока не получается.
Постоянно действующая рабочая группа по реализации плана перехода Росреестра на предоставление госуслуг и исполнение функций в электронном виде недавно приняла рекомендацию о переводе интернет-портала услуг, оказываемых службой в электронном виде, в промышленную эксплуатацию.
Теперь территориальные органы Росреестра и ФГУ «Земельные кадастровые палаты» готовы предоставлять сведения Государственного кадастра недвижимости и принимать электронные документы на постановку на кадастровый учет по ряду субъектов Федерации. Это Ростовская, Нижегородская, Кировская, Кемеровская, Тверская, Иркутская, Калининградская и Калужская области, республики Татарстан и Башкортостан, Краснодарский и Красноярский края.
Сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним предоставляются пока в авторизованном доступе. После принятия соответствующего нормативно-правового документа Минэкономразвития Росреестр будет предоставлять сведения о государственной регистрации прав в полном объеме согласно законодательству.
Проверить эффективность работы Росреестра попросили «ОПОРУ» в рамках специального соглашения, заключенного со службой. Бизнес-объединение начало проводить регулярный мониторинг получения малыми и средними предприятиями услуг, оказываемых отделениями Росреестра в регионах страны.
Вот некоторые предварительные итоги мониторинга. Большинство опрошенных экспертов в регионах утверждают, что работа Росреестра за последнее время значительно улучшилась как с точки зрения процедурных моментов, так и с точки зрения юридической составляющей.
Например, во Владимирской области при сдаче документов введена электронная регистрация заявителей, очередей не стало.
Вместе с тем в ряде субъектов Федерации не освоены современные информационные технологии, процедуры затянуты и не прозрачны, отмечается некомпетентность сотрудников, не отрегулирована процедура «одного окна», нередко требуются дополнительные и излишние документы. В случае же некомплектности документов чиновники отказывают в услуге, что приводит к повторному оформлению документов и оплате услуг.
Основной минус работы Росреестра, как отмечают регионы, — огромные очереди, в том числе на первичные консультации о формировании пакета документов. Как итог — заявителю необходимо знать законодательную базу либо нанимать компетентных посредников.
Например, в Иркутской области и Красноярском крае эксперты оценивают уровень обслуживания граждан как очень низкий (специалисты работают непрофессионально, оборудование помещений оставляет желать лучшего, очень много времени уходит на запись в очередь). А в Тамбовской области, чтобы записаться в очередь на прием в Росреестр, клиенты занимают очередь с шести часов утра.
В ряде самых сложных и длительных процедур предприниматели отмечают оформление прав на земельные участки и кадастровую оценку земель.
Чемпионом очередей стал Красноярский край, где оформление земли в собственность занимает более семи лет.
Что необходимо сделать для улучшения работы Росреестра? Прежде всего упростить процедуру взаимодействия с гражданами («одно окно», электронный оборот документов, электронные консультации, разработка программы электронной подачи документов на регистрацию права собственности, возможность в Интернете отслеживать движение документов и проч.). Респонденты также рекомендовали создать информационный центр, где можно получить первичную информацию по комплектности документов.
В ряде субъектов Федерации эксперты указали на необходимость ввести систему поощрений для сотрудников Росреестра за положительные отзывы заявителей, повышение ответственности персонала. Респонденты также пожаловались на частые изменения законодательства, регламентирующего порядок оформления прав собственности, что нередко приводит к повторному переоформлению документов.