Лидеры государств «Большой двадцатки» собираются в ближайшее время увеличить глобальный ВВП до 4 трлн долл. и создать 52 млн новых рабочих мест. Добиться столь внушительных результатов им поможет согласованная экономическая политика, считают лидеры. Но пока им не удалось договориться о введении специального налога на банки и диверсификации мировой валютной системы.
Основываясь на наших достижениях в борьбе с мировым экономическим кризисом, мы согласовали следующие шаги, которые должны предпринять, чтобы добиться полного возвращения к росту и созданию качественных рабочих мест, реформировать и усилить финансовые системы и обеспечить уверенный, устойчивый и сбалансированный глобальный рост», — отмечается в Итоговой декларации по результатам встречи Группы двадцати.
Руководители стран G20 намерены предпринимать согласованные действия, которые, в частности, предполагают снижение вдвое к 2013 г. бюджетных дефицитов и стабилизацию, а в некоторых случаях — сокращение к 2016 г. госдолга по отношению к ВВП.
Жизнь взаймы
Решения весьма своевременные, если учесть огромные масштабы долговой нагрузки на ВВП, накопившейся за последние годы. Так, в Японии, по сведениям McKinsey Global Institute, внешний долг в 4,7 раза превышает ВВП страны, Англии — 4,6 раза, Испании и Франции — 3,6 раза, Германии — 2,8 раза. В США, которые часто становятся объектом критики за накопившиеся долговые обязательства, внешний долг превышает ВВП в 2,9 раза. Россия на этом фоне просто живет по средствам. Размер ее внешнего долга лишь 71% ВВП.
«Мы продолжим проводить адекватную монетарную политику для достижения ценовой стабильности и, таким образом, содействия восстановлению», — пообещали лидеры двадцати государств, экономика которых производит 90% мирового ВВП.
Страны со значительным бюджетным дефицитом должны предпринять меры по увеличению накоплений, сохраняя при этом рынки открытыми и способствуя экспортной конкуренции. Экономики с профицитом бюджета предпримут реформы для снижения зависимости от внешнего спроса и сфокусируются на внутренних источниках роста, подчеркивается в заключительном коммюнике саммита.
Участники встречи в Торонто, заверил премьер-министр Канады Стивен Харпер, поставили перед собой ясную историческую цель — добиться сокращения государственного долга и стабилизировать соотношение долга к ВВП.
«Планы по проведению бюджетной консолидации должны предусматривать мероприятия по сокращению бюджетного дефицита в два раза к 2013 г. и стабилизацию уровня государственного долга — к 2016 г. Как вы видите, собственно, это практически те параметры, которые мы определили для себя внутри Российской Федерации», — заявил Президент РФ Дмитрий Медведев.
Банкирам опять повезло
Одной из самых острых тем, обсуждавшихся в рамках саммита, стал специальный налог на банковскую деятельность. Средства, полученные от его сборов, могли бы пойти на создание дополнительного фонда стабилизации экономики. Таким образом, предполагалось компенсировать расходы рядовым гражданам, по сути заплатившим из собственного кармана через бюджеты своих стран за последствия финансовых спекуляций, ставших причиной мирового кризиса. Налог должен был вводиться на время, пока банки через него не вернут обществу деньги, которые финансистам давались на спасение в разгар кризиса. Англичане предлагали уложиться в пять лет.
Идея не прошла. США, Германия и Франция поддержали введение такого налога, но Япония, Индия, Китай, Канада и Россия высказались против такой меры фискальной политики.
«Россия не поддерживает предложение учредить универсальный для всех государств налог на финансовые операции, на финансовые транзакции. Мы считаем, что это может сделать любая страна, которой этого хочется. По нашему мнению, введение подобного налога приведет к удорожанию стоимости финансовых услуг и, конечно, стоимости кредитования в целом и к определенному снижению ликвидности на финансовых рынках. А значительная часть издержек в конечном счете переместится на нефинансовый сектор и граждан. Поэтому предложение по универсальному налогу для финансовых операций мы не поддерживаем. Естественно, некоторые страны, наверное, это сделают. Посмотрим, какую эффективность это будет иметь», — высказал свое мнение по этому поводу глава нашего государства.
Позицию российского коллеги поддержал Стивен Харпер: «Что касается предложения о глобальном налоге на банки для создания фонда, который можно использовать в случае проблем у финансовых институтов, то каждая из стран сможет применять этот налог на банки, если сочтет необходимым».
Сразу после саммита Конгресс США заблокировал введение специального налога на банковскую деятельность. Американцы отказались бороться с последствиями финансового кризиса без активного участия других стран «Большой двадцатки». Понятно: вводить налог разумно всем миром, иначе финансовые системы стран, где такой налог не введен, получат конкурентные преимущества перед структурами, вынужденными его платить.
Рубль почти не виден
Важным направлением дискуссий на встрече в Канаде стала диверсификация системы резервных валют, поскольку именно бесконтрольную эмиссию доллара некоторые эксперты считают одной из причин глобального финансового кризиса.
Президент США Барак Обама уже выступал против этой идеи на прошлом саммите G20. Официальная позиция нашей страны, как известно, предполагает включение в систему мировых резервных валют родного рубля и ряда других национальных денежных единиц.
«Посмотрите, что происходило. Сначала с долларом были приключения серьезные. Потом вроде более-менее все стабилизировалось — начались в этом году проблемы с европейской валютой. Есть проблемы и с другими валютами. Очевидно, что нынешняя система, в которой есть определенный набор резервных валют, не показывает себя абсолютно устойчивой и не отвечает глобальным требованиям. Как эти проблемы преодолеть? Путем создания дополнительных резервных валют. Кто может претендовать на соответствующий статус? Тоже всем приблизительно понятно, какие есть экономические центры и кто может этим заниматься», — подчеркнул на итоговой пресс-конференции в Канаде Д. Медведев, вероятно имея в виду российский рубль.
Никто из участников саммита не стал спорить с Д. Медведевым. Тема рубля и его роли в мире никого не заинтересовала, как и тема диверсификации мировой валютной системы, право на дебаты о которой реальные лидеры радостно уступают журналистам и писателям.
Саммит в Канаде подвел итоги очередного этапа реформирования Всемирного банка. Практически все решения G20 в Лондоне и Питтсбурге в этой части можно считать завершенными, включая увеличение голосов группы развивающихся стран и стран с переходной экономикой на 3,13%. Доля развивающихся стран во Всемирном банке теперь составит 47,19% общего количества голосов.
Кроме того, лидеры развитых и развивающихся государств пришли к заключению о необходимости более активной работы по перераспределению голосов и определению новых квот в рамках Международного валютного фонда и системы управления МВФ. Это еще один вопрос, по которому все страны G20 брали на себя обязательства, заметил Д. Медведев, и их нужно довести до конца. В том числе и те, которые имеют внутрироссийский характер.
Следующая встреча государств «Большой двадцатки» состоится 11—12 ноября 2010 г. в столице Южной Кореи. Затем в ноябре 2011 г. предстоит саммит под председательством Франции и в 2012 г. — в Мексике. Возможно, наша страна примет у себя лидеров G20 в 2013 г.