В Екатеринбурге состоялось выездное расширенное заседание Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды. Обсуждали модернизацию металлургических предприятий и меры по защите экологии региона. Инициатором поездки на Урал был сенатор Андрей Комаров — основной владелец группы ЧТПЗ. Он ответил на вопросы «ЭЖ».
«ЭЖ»: Вы говорите о правовом вакууме в области экологии, и не только…
А.К.: Чтобы строить новые мощности, надо согласовывать проект с государством, то есть он должен пройти госэкспертизу. А здесь очень много путаницы. Количество существующих подзаконных актов — СанПиНов, различных разрешительных процедур — больше 25 000. Нет единой базы. Зато есть еще около 25 000—30 000 недействующих стандартов. Закон о техническом регулировании призван был разрешить эти вопросы. В 2010 г. реформа должна заканчиваться, а она еще не начиналась.
«ЭЖ»: То есть речь идет о техрегламентах…
А.К.: О техрегламентах, которые следовало принять как законы, то есть решением Федерального Собрания. Но теперь, наверное, это сместится в плоскость постановлений правительства. Реформа — главная, она позволит решать, в частности, экологические задачи. Ведь та система ГОСТов, которую заморозили в 2003 г., не отражала современных требований. Мы запускаем технологии XXI в., а законодательство у нас 80-х гг. прошлого века. Это главный сдерживающий фактор. Государство должно четко понимать и формулировать стратегию и политику, в том числе в отношении экологических норм, правил, предельно допустимых значений, концентраций. Все требования должны быть четко определены. Главное — прозрачность, доступность и публичность. Это позволило бы привлекать инвестиции. Иностранцу в РФ, пытающемуся реализовать какой-то крупный проект, не всегда удается понять нашу разрешительную систему…
«ЭЖ»: Техрегламенты помогут вам привлекать инвестиции?
А.К.: Да. И еще помогут сэкономить на строительстве большие деньги. У нас много норм, существенно влияющих на себестоимость строительства. Основная выгода (для бизнеса это очень важно) — выход из состояния неопределенности. Например, на территории, прилегающей к нашему заводу, много золы. Нам советуют не трогать этот участок, неизвестно, что там 100 лет складывали… Какая зола? Откуда? Лучше не знать. Кстати, на территории многих предприятий хранится огромное количество отходов. Выйти из подобных рисков нужно, ведь неизвестно, когда и как они повлияют на тебя и какие штрафы повлекут за собой. Пока мы увеличиваем штрафы, а промышленность не замечает, платит их, но ситуация к лучшему не меняется.
Я думаю, что, если администрирование станет более прозрачным и в техническом смысле более осмысленным, это может принести до 10% удешевления. Плюс инвестиции.
«ЭЖ»: На какой срок эта законотворческая работа может растянуться?
А.К.: Как минимум на пять лет.
«ЭЖ»: У вас большой долг сейчас?
А.К.: Больше 2 млрд долл. Мы модернизируем производство, 40% — уже самое современное и экологичное.
Важно
Группа ЧТПЗ объединяет предприятия и компании черной металлургии — ОАО «Челябинский трубопрокатный завод», ОАО «Первоуральский новотрубный завод», компанию по заготовке и переработке металлолома ООО «МЕТА», металлоторговое подразделение ЗАО «ТД „Уралтрубосталь“» и нефтесервисный дивизион, представленный компанией «Римера». По итогам 2009 г. доля группы в совокупных отгрузках российских производителей составила 16,5%. Управление активами группы ЧТПЗ осуществляет компания ARKLEY CAPITAL.
Подробнее о техрегламентах читайте в ст. «Реформа техрегулирования топчется на месте»