Реформа техрегулирования топчется на месте

| статьи | печать

Реформа техрегулирования, которую руководство страны планировало завершить в июне 2010 г., выходит на новый уровень. За семь с лишним лет чиновники смогли принять лишь около двух десятков технических регламентов. Для сравнения: в США действует более 90 000 аналогичных документов, в том числе 5000 стандартов по безопасности продуктов. Поняв, что не успевают уложиться в отведенные сроки, законодатели в конце 2009 г. приняли поправки. Было разрешено в неохваченных российскими стандартами сферах использовать регламенты Казахстана, Белоруссии и Европейского союза.

Возможность использования европейских директив, по мнению чиновников, позволит сделать более конкурентоспособной российскую продукцию на международных рынках. Однако идти по пути копирования стандартов депутаты не хотят, рассматривая подобный шаг как временную меру. «Россия — огромная страна со своей климатической, технологической и социально-экономической специ­фикой… Например, удобрения, которые можно применять на полях штата Техас, не годятся для обводненных, холодных и сырых грунтов Сибири… В каждом случае мы должны быть осторожными и подходить к использованию зарубежного технического законодательства дифференцированно, с учетом российской специфики», — говорит заместитель председателя Государственной думы Юрий Волков.

В большей степени чиновники обеспокоены тем, что гармонизация стандартов распахнет российский рынок для абсолютно всех европейских товаров. В результате руководство страны больше не сможет использовать техническое регулирование для закрытия внутреннего рынка и стимулирования импортозамещения.

Светодиоды готовятся к завоеванию рынка

При реформировании системы технического регулирования правительство особое внимание уделяет проблемам энергоэффективности и энергосбережения в отраслях промышленности. По данным Минпромторга, энергоемкость российской экономики превышает вдвое аналогичный показатель в США, в 2,3 раза — в мире в целом и в 3 раза — в развитых странах Европы и в Японии. Существующий потенциал энергосбережения промышленно-торговое ведомство оценивает в 410—430 млн т условного топлива, или около 40—45% текущего потребления энергии. Одна из наиболее потенциальных отраслей в сфере снижения энергоемкости — светотехническая промышленность.

Согласно Закону об энергосбережении к 2014 г. Россия должна полностью отказаться от ламп накаливания и перейти на энергосберегающие лампы. Однако в настоящее время президентская комиссия по модернизации рассматривает альтернативный вариант по замене ламп накаливания на светодиоды. Дело в том, что люминесцентные лампы требуют создания специальной системы утилизации, которая в России отсутствует. Светодиоды — самые эффективные из представленных на рынке. Они потребляют в 10 раз меньше электроэнергии и работают при этом в 30 раз дольше, чем лампы накаливания. По оценкам экспертов, существующие источники освещения достигли максимальной световой эффективности, в том время как светодиоды приблизились к 10% своих возможностей. Велика разница и в цене: если обычная лампочка стоит 15—20 руб., энергосберегающая — 80—120 руб., то светодиодная — более 1000 руб.

Тем не менее главная причина в том, что, приняв решение о замене ламп накаливания на светодиоды, чиновники смогут не только экономить электроэнергию, но и стимулировать оте­чественное производство. В отличие от сектора люминесцентных ламп, где конкурентоспособное производство российским заводам наладить не удалось, российское светодиодное оборудование выгодно отличается качеством, долговечностью и ценой от зарубежных аналогов. «Чем больше будут производить светодиодного оборудования в России, тем соответственно ниже будет их стоимость и еще более выгодными они станут для потребителей. Технологии развиваются, совершенствуются материалы, появляются новые решения, позволяющие как расширить сферу применения светодиодной продукции, так и улучшить технические характеристики без существенного отражения на стоимости», — отметил в беседе с корреспондентом «ЭЖ» исполнительный директор ООО «Акроникс» Анатолий Романовский. По его словам, развитие собственного производства позволит обеспечить российских покупателей качественной и недорогой продукцией.

Европа требует единых стандартов

Несмотря на нежелание чиновников, России все-таки придется гармонизировать стандарты с другими странами. С одной стороны, принятия единых технических регламентов требуют страны — участницы Таможенного союза — Белоруссия и Казахстан. С другой — в сближении стандартов заинтересованы страны ЕС. В июле 2009 г. стартовал проект «Сближение систем технического регулирования, стандартизации и сертификации ЕС и РФ», реализуемый европейским консорциумом, в который входят Ассоциация по стандартизации Франции (AFNOR), Немецкий институт стандартизации (DIN) и Шведский совет по аккредитации (SWEDAC) в тесном сотрудничестве с Минпромторгом и Ростехрегулированием. В начале июня на круглом столе в РСПП представители ЕС подчеркнули, что выделили на финансирование программы 2,3 млн евро.

Европейские компании понимают, что имеют все необходимое для завоевания отечественного рынка. С ростом доходов российские потребители все чаще отдают предпочтение товарам европейских производителей, которые проходят строгий контроль качества. В то же время анализ действующего законодательства РФ, проведенный Минпромторгом в 2009 г., выявил отсутствие ответственности юридических и физических лиц за нарушение требований технических регламентов.

Проблема разницы в качестве российской и европейской продукции была затронута в ходе российско-французской конференции, состоявшейся в конце мая. Как заявила Виктория Щербинина, руководитель органа по сертификации пищевой продукции компании «Ростест» в России, проверки может проводить только служба Роспотребнадзора, как правило, в плановом порядке один раз в три года. При этом согласно правилам за две недели до ревизии чиновники обязаны направить уведомление в проверяемую компанию. Внеплановые проверки организуются с санкции прокуратуры, если уже произошло какое-то чрезвычайное происшествие (например, кто-то отравился). Однако к моменту ревизии опасный продукт может исчезнуть с прилавка.

Еще одна проблема — в стране не работает система изъятия и уничтожения некачественных продуктов. В результате опасные для здоровья граждан товары после проверки попросту переправляют на другую точку продаж, где их успешно реализуют.

«Штраф за продажу недоброкачественных продуктов питания составляет от 500 до 5000 руб. Для крупных изготовителей это смешные деньги. Поэтому нужно усилить контроль за рынком, сделать проверки более частыми и повысить ответственность производителей и продавцов пищевой продукции», — заключила В. Щербинина.

Такая картина привела в недоумение иностранных экспертов. По словам Кати Руанэ, заместителя советника по вопросам сельского хозяйства по России и СНГ посольства Франции, на любой французский завод ревизоры могут прийти в любой момент. Качество продуктов контролируется по всей цепочке, в том числе на стадии производства, переработки, хранения и передачи потребителю.

Низкий уровень контроля за качеством продукции в России приводит к отсутствию заинтересованности бизнеса в стандартизации. Сейчас 90% средств на стандартизацию выделяется из федерального бюджета. За рубежом ситуация прямо противоположная: расходы государства на стандартизацию минимальны.

Важно

Согласно инициированным семь лет назад Минпромэнерго нововведениям с 1 июля 2010 г. советские ГОСТы должна была заменить новая система, основанная на технических регламентах, содержащих минимальные ограничения для обеспечения безопасности продукции. Следование стандартам, в том числе советским ГОСТам, признано добровольным. Таким образом, чиновники планировали добиться снижения административных барьеров, связанных с проведением оценки соответствия продукции установленным требованиям безопасности. Однако по оценке Сергея Мигина, заместителя генерального директора Национального института системных исследований проблем предпринимательства, в техрегламенты попадают дублирующие друг друга процедуры, которые выхолащивают саму суть технической реформы и дорого обходятся бизнесу. Например, внедрение регламента на молоко небольшим молокозаводам будет стоить 400 000 руб., что сопоставимо с их годовой прибылью.