По преданию, в давние времена на месте Святого озера в Косино стоял храм, в котором спасались воин Вукол и старец — священник. Их усердную молитву однажды прервал хор ангелов, запевший Херувимскую, и вслед за тем явилась им в несказанном свете Божия Матерь. Вукол счел себя недостойным лицезреть Богородицу и поспешил к выходу. Священник же остался, робко вторя пению ангелов. И лишь только вышел Вукол из храма, как начал он погружаться в земные глубины и на месте том стало образовываться озеро с небесно-чистой водой. Рассказывают, что и по сей день в озере не умолкает молитва святого старца. Полагают, что во Второе Пришествие скрытая до времени церковь вновь поднимется на поверхность в былой красе и величии, так же как поднялась некогда на поверхность этого озера икона святителя Николая.
Даже грязи в Святом озере считались целебными. До революции здесь была выстроена для богомольцев часовня с пятью купальнями, к которым вел большой деревянный мост. После Отечественной войны 1812 г. на озеро привозили раненых воинов для лечения.
Помимо Святого в Косино есть еще два озера — Белое и Черное. По местному поверью, юный Петр не раз пересекал Белое озеро на выстроенном для него судне. Он предполагал даже сделать его местом обучения морскому ремеслу. Уже были завезены лодки, выстроены пристани, но более удобным для «потешной флотилии» оказалось Переславское (Плещеево) озеро. Рассказывают, что в память о своем пребывании в Косино Петр подарил местной церкви Николая Чудотворца икону Божией Матери, привезенную графом Б.П. Шереметевым из итальянского города Модены.
Моденская, или, как ее еще называют, Коссинская, икона прославилась разными знамениями и чудесами. Упоминают, в частности, об исцелении дочери одного из московских купцов, страдавшей от болей в ногах. Они у нее так сильно распухли, что она едва могла двигаться. Добравшись как-то с матерью до Косино, девушка припала с мольбами к образу Божией Матери, затем отправилась к озеру и опустила ноги в воду прямо в чулках, которые никак не снимались. Когда она поднялась, боли в ногах у нее уже не было...
У чудотворной Коссинской излечился и малолетний сын одного мещанина из Сергиевского Посада от золотухи. Не в силах вынести страдания ребенка, его мать дала обет сходить в Косино к чудотворному образу. После молебна перед Моденской иконой она выкупала сына в озере и тот совершенно выздоровел. Рассказывают и об одной супружеской паре, обрадованной рождением у них первенца по молитве к Моденской и о прочих чудесных случаях. Но самым замечательным событием, связанным с Моденской иконой, называют избавление в 1848 г. местных селений от эпидемии холеры.
К тому времени в Косино был уже не один, а три храма. В 1818—1826 гг. стараниями купца Лухманова, знаменитого московского антиквара и нумизмата, были возведены две каменные церкви — Успения Богородицы и святителя Николая. Обе косинские святыни — и явленная в водах озера икона святителя Николая, и успевшая прославиться Моденская — были одеты Лухмановым в богатые ризы…
Революцию 1917 г. косинские храмы пережили, но в конце 1939 г. были закрыты. Судьба иконы святителя Николая неизвестна, а Моденскую конфисковало государство. Какое-то время она хранилась в Музее религии и атеизма, а затем была передана в Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева. В 1991 г. ее возвратили Церкви.
Древний деревянный Никольский храм в 1947 г. сгорел, но в 1970-х гг. его отстроили заново. В 1993 г. его освятили в честь Святейшего Патриарха Тихона. Он бывал в Косино и служил здесь. Каменный храм Николая Чудотворца был возвращен верующим в 1990 г., а Успенский храм — в 1992 г.
Знаменитая чудотворная икона, украшающая иконостас Церкви Успения Пресвятой Богородицы, увешана теперь рядами золотых украшений в благодарность за помощь и исцеление...