Отнесение полномочий на установление лимитов на размещение отходов производства и потребления на территории субъекта Российской Федерации для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц региональным законом к компетенции администрации области противоречит действующему федеральному законодательству.
Спор возник из-за ст. 5 Закона Владимирской области «Об отходах производства и потребления во Владимирской области», согласно которой к полномочиям администрации области в сфере обращения с отходами отнесено установление лимитов на размещение отходов для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Суд первой инстанции, отказывая прокуратуре в удовлетворении заявления, исходил из того, что в силу п. 2 ст. 18 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон об отходах производства и потребления) органы исполнительной власти субъектов РФ наделены полномочиями по установлению лимитов на размещение отходов производства и потребления наряду с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору. Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду и ее охраны. Органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют в соответствии с п. 3 ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон об охране окружающей среды) государственный экологический контроль на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих такому контролю, за исключением объектов, подлежащих федеральному экологическому контролю, в связи с чем они вправе устанавливать эти лимиты.
Точку в споре поставила Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ (Определение № 86-Г10-8). Она отменила это решение, отметив следующее.
Согласно п. 2 ст. 18 Закона об отходах производства и потребления лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта РФ в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Разграничение компетенции между Российской Федерацией и субъектами РФ в этой сфере закреплено в ст. 5 и 6 Закона об отходах производства и потребления. В статье 5 предусмотрено, что установление государственных стандартов, правил, нормативов и требований безопасного обращения с отходами относится к полномочиям Российской Федерации. Субъекты РФ полномочиями по установлению нормативов в сфере обращения с отходами этим законом не наделены.
Аналогичные положения закреплены и в ст. 5 Закона об охране окружающей среды.
К полномочиям органов власти субъектов РФ по нормированию в области охраны окружающей среды в силу ст. 6 Закона об охране окружающей среды отнесено лишь установление нормативов ее качества, содержащих соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, закрепленных на федеральном уровне.
Между тем ст. 21 Закона об охране окружающей среды лимиты на размещение отходов к нормативам качества окружающей среды не относит.
Таким образом, ни Закон об охране окружающей среды, ни Закон об отходах производства и потребления не содержат положений, которые относили бы решение вопроса установления лимитов на размещение отходов к компетенции органов государственной власти субъектов РФ.