Вступил в силу Федеральный закон от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». Руководство страны связывает с ним большие надежды. Когда он находился еще в статусе законопроекта и ожидал своей участи в Госдуме, Дмитрий Медведев в своем ежегодном послании говорил о нем: «...Уже в ближайшее время следует принять закон, он даст людям возможность получать достоверные сведения о функционировании судебной системы. Кроме того, он впервые и достаточно детально закрепит различные формы их обнародования, в том числе через Интернет...» Так ли это?
Принятый закон направлен на обеспечение открытости судебной власти для всех желающих ознакомиться с результатами работы российских судов — физических и юридических лиц, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления. На суды всех инстанций возложена обязанность размещать информацию об их деятельности в Интернете и выдавать ее по запросу. Это прежде всего судебные акты по конкретным делам и данные о законодательстве, устанавливающем порядок судопроизводства. Исключение составляют сведения, подпадающие под понятие государственной или иной охраняемой законом тайны.
Прелести процедуры
В законе предусмотрен ряд способов получения информации, в частности присутствие на открытом судебном заседании, размещение информации о деятельности судов в СМИ, в Интернете, в занимаемых судами помещениях, ознакомление заинтересованных с информацией о деятельности судов, находящейся в архивных фондах, и предоставление информации по их запросу.
Наиболее эффективным способом, на наш взгляд, должно стать размещение информации (текстов судебных актов и ответов на запросы граждан и организаций) в Интернете.
Согласно закону информация, предназначенная для пользователей Интернета, обширна. Это общие сведения о суде, рассмотрении дел в суде, тексты судебных актов, законопроектов, внесенных судами, судебная статистика, данные о кадровом обеспечении суда, порядке и времени приема. Из текстов судебных решений, размещаемых в сети после их принятия, будут исключаться персональные данные, кроме фамилий и инициалов судей, рассматривавших дело, а также прокурора и адвоката, участвовавших в нем. Если дело рассматривалось в закрытом слушании, то текст судебного акта по нему будет закрыт.
Процедура запроса следующая. Подать его можно и в простой письменной, и в электронной форме. В нем обязательно указываются фамилия, имя и отчество гражданина либо наименование организации и контактные данные. Анонимные запросы не рассматриваются. Инициатор запроса вправе не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации. Получив запрос, суд обязан его зарегистрировать. Срок для ответа стандартный — 30 дней с момента регистрации. Возможна отсрочка, но не более чем на 15 дней.
Если запрашиваемая информация уже публиковалась в СМИ или в Интернете, суд может ограничиться указанием названия, даты выхода и номера соответствующего издания или электронного адреса официального сайта. Следует также обратить внимание на то, что суды не будут отвечать на вопросы о толковании нормы права, разъяснять ее применение или давать правовую оценку судебных актов, вырабатывать правовую позицию по запросу, анализировать судебную практику или выполнять по запросу иную аналитическую работу, непосредственно не связанную с защитой прав лица, направившего запрос.
Лишней информации не будет
Сейчас на рассмотрении Госдумы находится законопроект, принятый 18 июня 2010 г. во втором чтении и вносящий изменения в закон. Он предлагает (инициатива судей) из числа судебных актов, тексты которых размещаются в Интернете, исключить судебные приказы.
Судебный приказ выносится на основании заявлений о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника. В нем указываются номер производства, дата вынесения приказа, персональные данные судьи, взыскателя и должника, закон, на основании которого удовлетворено требование, размер подлежащих взысканию денежных сумм или обозначение и стоимость подлежащего истребованию движимого имущества, размер неустойки и пеней, сумма государственной пошлины, реквизиты банковского счета взыскателя.
В судебном приказе не содержится мотивировочной части, обязательной, например, для судебных решений, где указываются установленные судом обстоятельства дела, доказательства, служащие основанием для выводов суда об этих обстоятельствах, и доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства.
На основании этого в пояснительной записке к законопроекту сделан вывод, что в судебном приказе отсутствует информация, имеющая значение и представляющая интерес для неограниченного круга лиц, в целях доступа к которой судебный акт размещается в Интернете.
Существует мнение, что такой подход не вполне обоснован и ущемляет права пользователей, поскольку возникают ситуации, когда именно текст судебного приказа может оказать неоценимую помощь. Речь идет о возможности узнать из судебных приказов о том, имели ли место взыскание долгов, какие-либо финансовые проблемы у предполагаемого контрагента. Однако ее сторонники забывают, что согласно закону тексты судебных актов, к числу которых относятся судебные приказы, должны размещаться в обезличенном виде. Поэтому идентифицировать участника судебного процесса в любом случае не удастся.
Развивая положения закона
В целях реализации положений закона высшие судебные инстанции издали ряд документов. ВАС РФ внес дополнения в регламент арбитражных судов, вступающие в силу одновременно с законом. Президиум Совета судей РФ в мае 2010 г. утвердил Временный регламент организации размещения сведений о находящихся в суде делах и текстов судебных актов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте суда общей юрисдикции. Последним также принят Порядок организации доступа к информации о деятельности Верховного суда Российской Федерации, утвержденный приказом Верховного суда РФ от 18.06.2010. Порядок, в частности, содержит формы электронных запросов (отдельная форма для физических лиц и отдельная — для юридических) и форму для подготовки ответа на запрос, поступивший в Верховный суд в виде электронного документа.
Стоит отметить, что судебные власти не ограничились рамками закона и решили идти в ногу со временем. Так, совсем недавно ВАС РФ запустил проект под названием «Мобильная картотека». Это приложение для мультимедийных смартфонов iPhone, с помощью которого открывается доступ к картотеке арбитражных дел, рассматриваемых всеми арбитражными судами Российской Федерации. Обзавестись данным приложением можно бесплатно через сайт ВАС РФ. По информации, размещенной на сайте, в картотеке содержится информация о более чем 5 млн судебных дел, ее ежемесячное пополнение составляет более 100 000 дел.
Таким образом, и юридическому сообществу, и бизнесу, и рядовым гражданам предоставляются возможности оперировать судебной практикой в духе современного времени — в режиме оnline.