Отличие АУ от государственных муниципальных учреждений заключается в большей свободе в отношении переданного автономным учреждениям имущества. Тем не менее имущество, принадлежащее АУ (полученное как от учредителя, так и от оказания платных услуг), может использоваться исключительно для целей, ради которых учреждение было создано.
Контроль за тем, насколько хорошо АУ справляются с порученными им функциями, должен осуществляться не только со стороны учредителя (то есть государства или муниципального образования), но и со стороны общественности. С этой целью авторы законопроекта предусмотрели перечень документов, к которым руководство АУ должно обеспечить открытый доступ для представителей средств массовой информации.
К таким документам законопроект относит:
● устав со всеми изменениями и дополнениями;
● свидетельство о государственной регистрации;
● решение учредителя о создании АУ;
● решение о назначении руководителя АУ;
● положения о филиалах и представительствах;
● документы, содержащие сведения о составе наблюдательного совета;
● план финансово-хозяйственной деятельности;
● годовые отчеты о финансовой деятельности, бухгалтерская отчетность;
● заключения аудиторов.
Коррупция не пройдет?
Не секрет, что в России широко распространена практика заключения государственными структурами договоров с теми частными компаниями, которые могут «отблагодарить» чиновников за выгодный контракт. Поэтому законопроект «Об автономных учреждениях» содержит положения, призванные если не положить конец такой практике, то по крайней мере создать на пути коррупционеров больше сложностей.
С этой целью в проект включено понятие сделки с заинтересованностью. Член наблюдательного совета, руководитель автономного учреждения, его заместитель признаются заинтересованными в совершении сделки, если он, его супруг (в том числе бывший), родители, бабушки и дедушки, дети, внуки, братья и сестры, а также двоюродные братья и сестры, тети и дяди (в том числе братья (сестры) его усыновителей), племянники и племянницы, усыновители и усыновленные:
● являются в сделке стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем;
● владеют (каждый в отдельности или в совокупности) 20 и более процентами голосующих акций акционерного общества или долей, превышающей 20 процентов уставного капитала общества с ограниченной или дополнительной ответственностью;
● являются единственным или одним из не более чем трех учредителей иного юридического лица, которое является в сделке стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем;
● занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося в сделке стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем.
Заинтересованное лицо обязано до совершения сделки уведомить руководителя и наблюдательный совет АУ о своей заинтересованности в совершаемой или предполагаемой сделке. В противном случае такое лицо несет перед автономным учреждением ответственность в размере убытков, причиненных в результате совершения сделки с заинтересованностью.
Быть или не быть сделке, решает наблюдательный совет. Этот вопрос требует одобрения большинством голосов членов совета, не заинтересованных в совершении сделки. Если заинтересованные лица составляют в наблюдательном совете большинство, решение об одобрении сделки принимается учредителем.
Этот порядок не применяется к сделкам, связанным с предоставлением автономным учреждением услуг в процессе его обычной уставной деятельности, если условия сделки с заинтересованностью существенно не отличаются от условий аналогичных сделок.
Такая сделка, совершенная с нарушением указанных требований, может быть признана недействительной по иску автономного учреждения или его учредителя. Однако другая сторона может помешать этому, если докажет одно из следующих обстоятельств:
● контрагент не знал и не должен был знать о наличии конфликта интересов в отношении этой сделки;
● контрагент не знал и не должен был знать об отсутствии предварительного одобрения сделки.
Процедура одобрения наблюдательным советом установлена и для крупных сделок, которые также могут совершаться руководителем АУ вопреки интересам учреждения. В законопроекте крупной признается сделка, связанная с распоряжением денежными средствами, привлечением заемных денежных средств, отчуждением имущества, которым АУ вправе распоряжаться самостоятельно, а также передачей такого имущества в пользование или в залог. При этом цена такой сделки, стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 5 процентов балансовой стоимости активов АУ, если уставом не предусмотрено более высокое значение, определяющее соотношение цены сделки с балансовой стоимостью активов.
Руководитель АУ несет перед автономным учреждением ответственность в размере убытков, причиненных ему в результате совершения крупной сделки с нарушением требований закона, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной.