В своих письмах Минфин РФ ответил на ряд вопросов, связанных с порядком учета расходов на оплату труда в различных ситуациях.
Учет дополнительного отпуска
Наступило время отпусков. И тут очень кстати подоспело Письмо Минфина России от 06.05.2006 № 03-03-04/2/131, в котором чиновники разъяснили вопрос, касающийся расходов на оплату труда, сохраняющуюся за работниками на время ежегодного отпуска за ненормированный рабочий день, и учета таких затрат для целей налогообложения прибыли.
Главное финансовое ведомство напомнило, что в соответствии со ст. 255 НК РФ в расходы на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда. Также включаются в оплату труда премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми и (или) коллективными договорами.
К расходам на оплату труда относятся, в частности, заработная плата, сохраняемая работникам на время отпуска, предусмотренного законодательством РФ (п. 7 ст. 255 НК РФ).
Исходя из норм п. 24 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы на оплату дополнительно предоставляемых по коллективному договору (сверх предусмотренных действующим законодательством) отпусков.
Законодательством установлено предоставление ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда; работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, указанных в федеральных законах (ст. 116 ТК РФ).
Кроме того, предусмотрено предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска для работников с ненормированным рабочим днем (ст. 119 ТК РФ).
Продолжительность этого отпуска устанавливается коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка. Такой отпуск не может быть менее трех календарных дней.
СПРАВКА
Согласно ст. 101 ТК РФ ненормированным рабочим днем считается особый режим работы, на основании которого работники по распоряжению работодателя могут привлекаться к выполнению трудовых обязанностей за пределами нормальной продолжительности рабочего времени.
Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашением или правилами внутреннего трудового распорядка организации (ст. 101 ТКРФ).
Существенными условиями трудового договора являются (ст. 57 ТК РФ):
— наименование должности, специальности, профессии с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием организации или конкретная трудовая функция;
— характеристики условий труда, компенсации и льготы работникам за работу в тяжелых, вредных и опасных условиях;
— режим труда и отдыха (если в отношении данного работника он отличается от общих правил, установленных в организации).
ВНИМАНИЕ!
По мнению Минфина РФ, предоставление сотрудникам с ненормированным рабочим днем дополнительного отпуска относится к режиму труда и отдыха. Таким образом, чиновники пришли к выводу, что для целей налогообложения прибыли расходы на оплату ежегодного дополнительного отпуска продолжительностью не менее трех календарных дней учитываются в фактических размерах при соблюдении порядка предоставления указанного отпуска, предусмотренного действующим законодательством РФ.
Следует отметить, что аналогичная позиция изложена в Письме Минфина РФ от 13.01.2006 №03-03-04/2/5.
Подарки для работников
Ситуация. Организация закрепила в своем Положении о премировании, что за производственные заслуги сотрудники получают памятные подарки. Такими заслугами могут быть: повышение производительности труда; лучшие показатели по итогам работы за месяц, квартал, полугодие, год; безупречное исполнение трудовых обязанностей; улучшение качества продукции; расширение клиентской базы; профессиональное мастерство, присвоение звания «Лучший по профессии».
Включаются ли данные подарки в расходы на оплату труда, учитываемые для целей налогообложения прибыли?
По мнению Минфина РФ, изложенному в Письме от 17.05.2006 № 03-03-04/1/468, расходы на покупку подарков для награждения работников необходимо осуществлять за счет прибыли, остающейся после уплаты налогов.
Чиновники аргументировали свою позицию следующим образом.
Работодатель имеет право устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок с учетом мнения представительного органа работников. Указанные системы могут устанавливаться также коллективным договором (ст. 144 ТК РФ).
Работодатель может поощрять своих сотрудников, которые добросовестно исполняют трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию «Лучший по профессии») (ст. 191ТКРФ).
Минфин напомнил, что в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами (п. 2 ст. 255 НК РФ). Данной статьей к расходам на оплату труда отнесены, в частности, начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели.
Пунктом 21 ст. 270 НК РФ предусмотрено, что при определении налоговой базы не учитываются расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов).
Таким образом, в состав расходов, учитываемых в целях налогообложения прибыли, могут быть включены выплаты любых видов вознаграждений и компенсаций, предоставляемых руководству или работникам, но только в том случае, когда такие выплаты предусмотрены законодательством Российской Федерации, коллективным и (или) трудовым договорами.
Анализ арбитражной практики показал, что судьи выносят решения, подобные мнению чиновников. Это следует из постановлений ФАС Уральского округа от 11.01.2006 № Ф09-5989/05-С7, Центрального округа от 25.08.2005 № А 64-1803/05-22, Волго-Вятского округа от 31.01.2006 № А17-1991/5/2005, Поволжского округа от 05.04.2005 № А55-8485/04-44 и Северо-Кавказского округа от 04.03.2005 № Ф08-562/2005-227А
Средний заработок с учетом повышающего коэффициента
Для целей налогообложения прибыли средний заработок работников, которым повышен должностной оклад в расчетном периоде, исчисляется с учетом повышающего коэффициента. Об этом сообщил Минфин РФ в Письме от 21.04.2006 № 03-03-04/1/368.
Средний заработок, который сохраняется на время выполнения работником государственных и общественных обязанностей, а также в других случаях, предусмотренных законодательством о труде, включается в расходы на оплату труда для целей налогообложения прибыли на основании п. 6 ст. 255 НК РФ. Исчисление среднего заработка производится на основании ст. 139 ТК РФ и Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 № 213 (далее — Постановление № 213).
Ссылаясь на норму ст. 139 НК РФ, чиновники разъяснили, что при любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему зарплаты и фактически отработанного им времени за 12 месяцев, предшествующих моменту выплаты.
Часто бывает, что в течение расчетного периода происходит повышение оклада сотрудника. В этом случае выплаты, которые учитываются при определении среднего заработка и начисленные за предшествующий повышению период времени, повышаются на коэффициенты, которые рассчитываются следующим образом (п. 15 Положения, утвержденного Постановлением № 213):
Коэффициент= Тарифная ставка (должностной оклад, денежное вознаграждение) в месяце наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка : Тарифная ставка (должностной оклад, денежное вознаграждение) каждого из месяцев расчетного периода
Таким образом, для целей налогообложения прибыли средний заработок работников, которым повышают должностной оклад в расчетном периоде, исчисляется с учетом повышающего коэффициента согласно п. 15 Постановления № 213.