В письме от 30.04.2010 № 01-11/21675 «О разъяснении положений Таможенного кодекса Российской Федерации» (далее — письмо) ФТС России дала комментарии по часто возникающим при таможенном оформлении вопросам.
Безналичные авансы
С 1 октября 2009 г. был изменен порядок уплаты и возврата таможенных платежей. Это вызвало вопросы применительно к порядку уплаты и возврата авансовых платежей.
Так, до 1 октября 2009 г. таможенные платежи уплачивались на счет таможенного органа (при безналичной оплате) или в кассу таможенного органа. Однако Федеральный закон от 09.04.2009 № 58-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» изменил такой порядок — теперь таможенные платежи перечисляются на счет Федерального казначейства (п. 1 ст. 331 Таможенного кодекса РФ). Но исключения из общего порядка для наличной формы уплаты остались. Возникает вопрос: можно ли вносить авансовый платеж наличными в кассу таможенного органа?
На это ФТС России дала отрицательный ответ, пояснив, что исключения для наличной формы уплаты таможенных платежей предусмотрены для физических лиц в отношении товаров, перемещаемых ими через таможенную границу для личного пользования и для случаев уплаты платежей в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях.
Возврат авансовых платежей
До 1 октября 2009 г. в соответствии с п. 5 ст. 330 Таможенного кодекса РФ возврат авансовых платежей осуществлялся, если заявление об их возврате было подано в течение трех лет со дня уплаты таможенному органу. По истечении этого времени авансовый платеж перечислялся в бюджет.
Однако суды такие действия таможни признавали незаконными. Запрет на возврат по истечении трехлетнего срока, конечно, не оспаривался. Но суды считали, что это не препятствует иной форме распоряжения участниками ВЭД своими денежными средствами, например в форме зачета этих средств в счет предстоящих таможенных платежей, ведь законодательного права перечислять невостребованные суммы платежей в бюджет у таможни нет. Примерами таких судебных решений являются постановления ФАС Северо-Западного округа от 27.12.2007 по делу № А56-5549/2007 и Поволжского округа от 23.12.2008 № А12-3412/2008.
Кроме того, суды отсчитывали срок не с момента перечисления авансовых платежей на счет таможенного органа, а с момента последнего распоряжения такими средствами. Таможня учла новую судебную практику. Теперь возврат авансовых платежей осуществляется, если заявление об их возврате подано в течение трех лет со дня последнего распоряжения лица об использовании авансовых платежей, под которым понимаются подача таможенной декларации или совершение иных действий, свидетельствующих о намерении использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей.
Как же теперь исчислять сроки для платежей, внесенных до 1 октября 2009 г.?
ФТС России разъяснила, что в соответствии со ст. 4 Таможенного кодекса РФ акты таможенного законодательства применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, и не имеют обратной силы, за исключением случаев, когда это прямо предусмотрено ими.
Отсюда следует, что авансовые платежи, срок возврата которых истек до 1 октября 2009 г., возврату не подлежат.
В случае если срок возврата авансовых платежей не истек до 1 октября 2009 г., исчисление срока возврата указанных авансовых платежей следует производить со дня последнего распоряжения лица об их использовании.
Если же три года истекли, то согласно изменениям в п. 5 ст. 330 Таможенного кодекса РФ невостребованные суммы авансовых платежей учитываются в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета и возврату не подлежат.
Признают ли суды последнюю норму законной, покажет только время. Но ранее суды, рассматривавшие дела о незаконном списании таможней невостребованных авансовых платежей, ссылались на п. 3 ст. 35 Конституции РФ, в соответствии с которым никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Очевидно, что действие этой нормы Основного закона никак не изменилось после поправок в Таможенный кодекс РФ.
Таможенные пени
Согласно п. 2 ст. 349 Таможенного кодекса РФ пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов включительно в процентах, соответствующих одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ, от суммы неуплаченных таможенных платежей (недоимки).
Но такое общее определение не всегда работает — на практике день исполнения обязанности по уплате таможенных платежей де-факто не совпадает с де-юре. Эти случаи и рассмотрела ФТС России.
Случай первый — выставление требования об уплате таможенных платежей (п. 4.1 письма). Дата выставления такого требования и дата реальной уплаты участником ВЭД истребуемой суммы платежей конечно же не совпадают. Но в таком случае, разъясняет ФТС России, пени согласно п. 4 ст. 349 Таможенного кодекса РФ начисляются по день выставления указанного требования.
Случай второй — бесспорное взыскание задолженности по таможенным платежам (списание со счета участника ВЭД) (п. 4.1 письма). В соответствии со ст. 351 Таможенного кодекса РФ пени в данном случае начисляются на день вынесения такого решения. А если подвернулись выходные и день списания суммы задолженности со счета плательщика по инкассовому поручению (то есть день реального исполнения обязанности) не совпадает с днем, по который начислены пени? Тогда, утверждает ФТС России, пени начисляются только по дату выставления инкассового поручения.
Случай третий — после выпуска товаров таможня произвела корректировку таможенной стоимости (п. 4.3 письма). Корректировка осуществляется, как правило, не в пользу участника ВЭД, следовательно, у него образуется задолженность по уплате таможенных платежей, которую он должен погасить в течение десяти дней со дня получения соответствующего требования. Причем формально задолженность у участника ВЭД возникла с момента выпуска товаров. Неужели на весь этот срок (с момента выпуска товара до момента выставления требования после корректировки таможенной стоимости) начисляются пени? ФТС России разъяснила, что пени при этом не начисляются. Но если задолженность не будет погашена в течение десяти дней, тогда таможня начнет начислять пени.
Требование об уплате таможенных платежей
Направление участнику ВЭД требования об уплате таможенных платежей должно предшествовать любым действиям по принудительному взысканию задолженности по таможенным платежам (п. 3 ст. 348 Таможенного кодекса РФ). Особое внимание к соблюдению порядка выставления такого требования порождает массу вопросов, некоторые из них рассмотрела ФТС России.
Вопрос первый: в какой срок должно быть выставлено требование при корректировке таможенной стоимости (п. 4.5 письма)?
Согласно п. 3 ст. 350 Таможенного кодекса РФ требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено плательщику не позднее десяти рабочих дней со дня обнаружения фактов неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, в том числе если указанные факты выявлены при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров, включая проверку достоверности сведений, заявленных при таможенном оформлении.
Обнаружение факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей фиксируется актом таможенного органа не позднее пяти рабочих дней после дня принятия решения уполномоченным лицом таможенного органа по результатам проведения таможенного контроля в соответствующей форме, которым выявлены нарушения, влекущие возникновение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.
Таким образом, делает вывод ФТС России, в случае обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей в связи с корректировкой таможенной стоимости требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено плательщику не позднее десяти рабочих дней со дня обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, зафиксированного актом таможенного органа об обнаружении этого факта.
Вопрос второй: необходимо ли направлять требование в случае, если задолженность так и не получилось взыскать в полном объеме (п. 4.2 письма)?
ФТС России разъяснила, что новое требование в этой ситуации должно быть направлено обязательно, так как за время принудительного взыскания сумм задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов и пеней сумма пеней, подлежащая уплате за несвоевременное исполнение (неисполнение) обязанности по уплате таможенных платежей, изменилась. Отсюда в дополнение к вопросу о пенях следует, что в том случае, если в ходе принудительного взыскания вся задолженность не будет погашена, пени исчисляются заново — по дату выставления нового требования.
А вот если принудительное взыскание не дало полного погашения, то вынесение повторного решения о бесспорном взыскании задолженности по таможенным платежам не требуется (п. 5 письма). В этом случае согласно п. 6 ст. 351 Таможенного кодекса РФ таможня не позднее трех рабочих дней со дня частичного исполнения обязанности по уплате таможенных платежей направляет в банк новое инкассовое поручение на непогашенную сумму задолженности с письменным уведомлением банка об отзыве предыдущего инкассового поручения.
Брокер и таможенные платежи
Как взыскивать задолженность с таможенного брокера (п. 4.6 письма)?
Вся сложность заключается в том, что таможня, упрощая себе жизнь и внося изменения в п. 2 ст. 144 Таможенного кодекса РФ, установила, что за уплату таможенных платежей, подлежащих уплате при декларировании товаров, таможенный брокер (представитель) несет солидарную с декларантом ответственность в полном размере суммы подлежащих уплате таможенных платежей.
Отсюда, а также из п. 4.1 ст. 348 Таможенного кодекса РФ следует, что требования об уплате таможенных платежей выставляются одновременно декларанту и таможенному брокеру (представителю) в полном размере задолженности с указанием об этом в данных требованиях.
А что если брокер или участник ВЭД прекратил свое существование до погашения всей задолженности по таможенным платежам?
Согласно ст. 323 и 325 ГК РФ кредитор имеет право требовать исполнения обязанности от всех солидарных должников в полном объеме долга. Солидарные должники остаются обязанными до тех пор, пока обязанность не будет исполнена в полном объеме.
В соответствии с п. 4 ст. 319 Таможенного кодекса РФ прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в связи с ликвидацией организации не влечет прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов для лиц, несущих с указанным лицом солидарную ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов.
Таким образом, заключает ФТС России, указанная задолженность учитывается за лицом, несущим солидарную ответственность с ликвидированным лицом.