В июне, по данным Росстата, в целом по промышленным видам деятельности предприятия (без малых) увеличили предпринимательскую уверенность. Чуть снизилась она только в добыче полезных ископаемых. Наибольшие темпы ее роста показали самые пострадавшие в период кризиса «тяжелые» высокотехнологичные производства.
Среднее значение рассчитываемых Росстатом трех индексов предпринимательской уверенности предприятий в добыче полезных ископаемых, обработке, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды составило в июне –2,7%, что на 0,6 п.п. лучше майского показателя и втрое лучше, чем годом раньше (–9%).
В прошлом мае улучшение среднего значения индексов составило 1,7 п.п., позднее поступила статистика о рекордном майском росте промышленного производства. В июне подъем делового настроя оказался почти в три раза короче, и, вероятно, данные об июньском промпроизводстве окажутся менее впечатляющими, чем за май. Но главное — настрой подрос, значит, и в июне промышленность в целом выходила из кризиса.
Из промышленных видов деятельности чуть снизился индекс предпринимательской уверенности (с 3 до 2%) только в добыче полезных ископаемых, но оптимизм все равно здесь побеждает. К тому же индекс предпринимательской уверенности в добыче — сначала топливно-энергетических полезных ископаемых, затем и остальных полезных ископаемых — показывал уверенный посткризисный рост и когда-то должен был передохнуть.
Это явно рано для предприятий обрабатывающих производств, и в июне их индекс уверенности поднялся на 2 п.п. — до –3% (–14% — в июне 2009-го). В мае его улучшение составило только 1 п.п., причем именно обработка установила тогда рекордные темпы роста производства. Возможно, нечто подобное предъявит она и по итогам июня.
Ранее мы отмечали некоторое ухудшение делового настроя «легких» обрабатывающих производств, теперь же в целом можно говорить о его стабилизации.
Темпами роста делового настроя в июне порадовали «тяжелые» производства, и именно те, которых кризис огорчил больше всего. В июне прошлого года самые низкие индексы предпринимательской уверенности были у производителей машин и оборудования (–25%), прочих неметаллических минеральных продуктов (–23%), транспортных средств и оборудования (–19%), электро-, электронного и оптического оборудования (–18%). В прошлом месяце они-то и стали лидерами по росту индексов «оптимизма»: соответственно на 4 п.п. (до –6%), на 5 п.п. (до –7%), на 6 п.п. (до –1%) и на 5 п.п. (до –2%). Как видим, самый большой деловой подъем — у производителей транспортных средств и оборудования, чему, думается, здорово посодействовали программа утилизации старых легковых автомобилей и весть о ее продлении.
Любопытно, что отметились снижением индекса предпринимательской уверенности предприятия двух пересекающихся производственных цепочек: в добыче топливно-энергетических полезных ископаемых (с 4 до 2%) и производстве кокса и нефтепродуктов (с 0 до –1%), а также в добыче не углеводородов (с 4 до 2%), опять в выпуске кокса и нефтепродуктов и в металлургии и производстве готовых металлических изделий (с 0 до –1%). Даже размеры снижения индексов в начале и конце цепочек совпадают.
Напомним, что в июне ФАС пригрозил нескольким вертикально интегрированным нефтяным компаниям уже не миллиардными штрафами, а серьезным уголовным наказанием для их руководителей за завышение цен на нефтепродукты. Добытчики металлургического сырья, производители кокса и собственно металлурги прославились в мае и июне громкими скандалами изза сильного роста цен на свою продукцию. Их тоже шерстят борцы с монополизмом. Не настаивая на прямых причинно-следственных связях, заметим, что такие разборки деловой уверенности по меньшей мере не прибавляют.
В производстве и распределении электроэнергии, газа и воды индекс поднялся на 1 п.п. — до –7%. Сезонный подъем он начал рановато — с мая, что вызывало опасения его снижения в июне. Нет, рост продолжился.