Госорганы, проверяя предприятия связи на предмет обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к месту оказания услуг, при обнаружении нарушений должны выдавать четкие предписания. В противном случае они будут признаны недействительными из-за невозможности их исполнения.
Россвязь проверила помещение одного оператора связи, где предоставлялись услуги по доступу в Интернет, и вынесла предписание: оператор должен устранить выявленные нарушения, заключающиеся в отсутствии в пункте коллективного доступа (ПКД) условий для беспрепятственного доступа инвалидов. В чем именно состояло нарушение (столы были слишком высокие или что-то иное), проверяющие не разъяснили.
За разъяснениями оператор отправился в суд. Но и суд не понял, что имела в виду Россвязь.
В соответствии с п. 2 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» и п. 7 постановления Правительства РФ от 21.04.2005 № 241 «О мерах по организации оказания универсальных услуг об обеспечении условий для беспрепятственного доступа инвалидов к местам оказания универсальных услуг связи» на общество как на оператора связи возложена обязанность создавать условия для реализации инвалидами своих прав на услуги связи путем обеспечения доступа к местам оказания услуг связи и местам их оплаты на объектах связи.
Данная норма по своей сути декларативна и без детализации в других нормативных правовых актах не реализуется, поскольку текст Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ не дает представления, что следует понимать под созданием условий для беспрепятственного доступа и каковы критерии, по которым можно определить достаточность созданных условий (наличие специальных съездов, близость к остановкам общественного транспорта, ширина проходов и т.д.).
Согласно п. 3 постановления Правительства РФ от 07.12.96 № 1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры» еще в 1997 г. должны были утвердить нормативные акты по проектированию, строительству и реконструкции зданий и сооружений в целях обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к средствам связи и общественного пассажирского транспорта. Однако такие нормативные акты утверждены не были.
Кроме того, суд внимательно рассмотрел само оспариваемое предписание. Он отметил, что под предписанием понимается обязательный для исполнения письменный документ установленной формы, составленный и направленный (врученный) от имени государственного органа юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, должностному лицу или гражданину, содержащий законные требования по устранению выявленных нарушений в области связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в установленный срок.
Характерными признаками предписания являются его законность и исполнимость. Под исполнимостью понимается наличие реальной возможности и обязанности у правонарушителя устранить в указанный срок выявленное нарушение.
В оспариваемом предписании Россвязь возложила на общество обязанность по устранению нарушения, выразившегося в отсутствии условий для беспрепятственного доступа инвалидов к местам оказания услуг связи и местам их оплаты на объектах связи. Но конкретное нарушение, которое должно быть устранено в установленный срок, в предписании не упоминается. Не исследован и вопрос о наличии реальной возможности осуществления такого доступа.
Таким образом, суд признал предписание недействительным в связи с невозможностью его исполнения (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 01.06.2010 по делу № А22-2693/2009).