У местных властей заканчивается срок, отведенный для подготовки и принятия муниципальных программ по энергосбережению. 1 августа в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ администрации муниципальных образований (а их более 24 000 в стране!) должны иметь такие планы.
Как водится, обязанность ввели, а денег не дали. Закон был принят в конце прошлого года, когда бюджеты на 2010 г. вместе с бюджетными разработками на два последующих года были сформированы на муниципальных, региональных и федеральных уровнях власти. Значит, надо искать иные источники финансирования. Экспертное сообщество склоняется к тому, чтобы создавать энергосервисные компании и открывать для них кредитные линии.
По программе — каждому муниципалитету
Однако согласно правовым новациям местные власти отлучены от формирования тарифов на услуги ЖКХ на своих территориях, но обязаны заниматься в административных границах организацией «электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом». Это предписано Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации», действующим с этого года на всей территории страны в полном объеме. Главу 3 «Вопросы местного значения» в нем никто не отменял.
Действительны также положения Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». Представительные органы муниципальных образований устанавливают надбавки к ценам (тарифам) для потребителей, а местные администрации выбирают метод регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса исходя из собственной системы критериев, используемых при определении доступности для потребителей товаров и услуг ЖКХ.
Но Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» неумолим. В нем установлен жесткий срок для принятия муниципальных программ.
Обогащается правоприменительная практика. Чтобы вовремя отчитаться, Минрегион ограничил число муниципальных образований городскими округами с населением более 50 000 человек. По имеющейся в редакции «ЭЖ» информации, в круг избранных вошли 165 городов. Но только в 20 из них, где имеются градостроительные документы для принятия программ по энергоэффективности, планы энергосбережения могут быть готовы к концу года.
На подготовку и принятие подобных документов требуется не менее трех месяцев. Конечно, при условии, что к разработке муниципальных программ будут привлечены все заинтересованные службы и компании. Например, в северном городе Когалыме (Ханты-Мансийский автономный округ — Югра) подобную обязанность возложили на руководителей всех бюджетных учреждений и каждое предприятие ЖКХ, начиная от детских дошкольных учреждений и заканчивая ресурсоснабжающими организациями. Не остались в стороне владельцы и арендаторы офисов площадью 15 кв. м. За две недели, отведенные городской администрацией, обследовали все окна, крыши, стены, подвалы. Подсчитали, где лампочки поменять, а где темные стены перекрасить в светлые, теплые тона. Не забыли и про установку теплоотражателей за радиаторами отопления. Затем подытожили. Правда, менее изученным остался жилой фонд, что объясняется традиционным недоверием людей к новациям властей. Но и здесь подсчитали возможности энергосбережения по 38 показателям.
По такой схеме можно быстро и без особых затрат составить энергосберегающие программы не только в городах, но и в каждом поселении, считает генеральный директор компании «РОСТ» Наталья Анисова. Ведь несложно попросить коммунальщиков помочь обследовать фельдшерско-акушерские пункты и библиотеки в селах, учреждения культуры и спортивные сооружения в малых городах. И получится исчерпывающий список хотя бы для установки приборов учета.
По счетчику — на каждую трубу
До 1 января 2011 г. все государственные и муниципальные учреждения, а также другие юридические лица должны быть оснащены счетчиками газа, тепла, воды и электричества. Причем от установки приборов учета до начала оплаты по их показаниям должно пройти не больше месяца.
К 1 января 2012 г. собственники всех жилых домов и каждой квартиры должны иметь приборы учета как для всего дома в целом, так и для отдельной жилплощади. Правда, квартиросъемщики могут отказаться от датчиков тепловой энергии. Малоимущие граждане и маломощные товарищества собственников жилья, а также слабосильные управляющие компании вправе просить у ресурсоснабжающей организации рассрочку на пять лет.
Таким образом, уже через полтора года весь жилой фонд страны должен сесть на счетчики тепла, воды — отдельно холодной и горячей, газа и электричества. Ввинчивать в трубы датчики придется всем. И специалисты советуют поторопиться. Но знающие люди не бегут на строительные рынки. Не исключено, что дешевый товар через год-два окажется ненужным. Скажем, у него не будет приспособлений для электронного съема сведений, что предусмотрено программой «Электронная Россия». Тем не менее ситуация в торговых рядах уже изменилась. Продавцы спешат сбыть залежалый товар, а большинство покупателей не знает, что приобретать.
Жесткие сроки установлены не только для местных администраций и законопослушных граждан. Ресурсоснабжающие организации тоже обязаны незамедлительно заняться установкой и эксплуатацией приборов, учитывающих потребление газа, тепла, холодной и горячей воды. Для них требования по организации надлежащего учета реализуемых ресурсов согласно Федеральному закону от 23.11.2009 № 261-ФЗ вступили в силу с 1 июля.
«ЭЖ» продолжит публикации по энергосбережению и энергоэффективности, поскольку тема эта касается каждой российской семьи и огромного числа хозяйствующих субъектов, список которых, вероятно, пополнится энергосервисными компаниями.
Барьеры и решения для повышения энергоэффективности в системах теплоснабжения
Барьеры |
Решения |
Несовершенство методологии тарифообразования |
Меры быстрой отдачи Реформирование методологии тарифообразования |
Политическое вмешательство |
Ограничение предельного роста цен |
Метод «затраты плюс» |
Полное покрытие всех затрат |
Слишком короткий период действия тарифов |
Реорганизация муниципальных теплоснабжающих предприятий в коммерческие структуры или частно-государственные партнерства |
Юридическая структура и управление муниципальными теплоснабжающими организациями | |
|
Базовые меры Разработка и координация планов развития муниципальных систем теплоснабжения |
Источник: Международная финансовая корпорация (IFC)
Буква закона
Статья 5 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ
2. Органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, указанных в части 3 настоящей статьи (далее — органы регулирования муниципальных образований, а также органы регулирования):
6) осуществляют расчет цен (тарифов) для потребителей;
7) устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение, надбавки на товары и услуги организаций коммунального комплекса;
8) публикуют информацию о тарифах и надбавках, производственных программах и об инвестиционных программах организаций коммунального комплекса, а также о результатах мониторинга выполнения этих программ;
9) участвуют в разработке проектов договоров, заключаемых в целях развития систем коммунальной инфраструктуры;
10) заключают с организациями коммунального комплекса договоры в целях развития систем коммунальной инфраструктуры, определяющие условия выполнения
11) осуществляют мониторинг выполнения производственных программ и инвестиционных программ;
12) привлекают соответствующие организации для проведения экспертизы обоснованности проектов производственных программ, проверки обоснованности расчета соответствующих им тарифов, а также для определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса;
13) принимают решения и выдают предписания в пределах своих полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, которые обязательны для исполнения организациями коммунального комплекса.
Часть 1 ст. 13 главы 3 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ
Производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.