За минувшее полугодие рост потребительских цен в России оказался в 1,7 раза меньше, чем за этот же период прошлого года. Замученных высокой инфляцией россиян уже только ее однозначное значение должно радовать. А могли бы цены расти еще медленнее? Конечно, заявляют эксперты и показывают пальцем на монополии, ежегодно задирающие цены на электричество, газ, воду, тепло и прочие жилищно-коммунальные радости. Но есть заморочки и на рыночном поле ценообразования.
В июне, по данным Росстата, потребительские цены выросли на 0,4%, с начала года — на 4,4% против 0,6 и 7,4% соответственно в эти же периоды прошлого года. Таким образом, за полугодие инфляция была в 1,7 раза ниже, чем в январе — июне 2009-го. В частности, товары с начала года подорожали на 3,7% — в 1,8 раза меньше, из них продовольственные — на 5,4% (в 1,3 раза), продовольственные товары без плодоовощной продукции — на 2,4% (в 2,2 раза), непродовольственные — на 1,9% (в 3,3 раза) и услуги — на 6,4% (в 1,5 раза меньше).
Это отрадно, есть шансы побить прошлогодний рекорд по снижению темпов роста цен и вписаться в официальный прогноз их роста на 6—7%. Для россиян, приученных к двузначным числам годового роста потребительских цен, такие цифры как дареный конь, которому в зубы не смотрят. Между тем для американцев или западноевропейцев наши инфляционные рекорды кажутся отрицательно запредельными, тем более в кризисный период. Им хорошо, сетуют наши эксперты, у них власти не позволяют монополиям каждый год круто поднимать цены на свет, газ, отопление и т.д. Почему это дозволено у нас, разговор отдельный и неоднозначный. Стоит посмотреть и на сферу рыночного ценообразования.
Из приведенных цифр нетрудно заметить, что самыми упертыми по части замедления ценового роста оказались продовольственные товары — в 1,3 раза. Даже цены на пресловутые услуги «умялись» в 1,5 раза. А главными заводилами подорожания продовольствия выступают плоды с овощами, без которых рост цен на него замедлился в 2,2 раза.
Действительно, с начала года плодоовощная продукция подорожала на 33,8% — рядом не стоит даже рост платы на 17,3% за газоснабжение. Вот и в июне продтовары были лидерами по ценовому росту (на 0,5%), а без плодоовощной продукции еда подорожала на 0%. Росстат обнадеживает, что в связи с постепенным насыщением потребительского рынка овощами и фруктами нового урожая темпы прироста цен на эту продукцию снизились в июне до 4,6% с майских 7,2%.
Для статданных об инфляции в России и зарубежных странах за июнь время еще не пришло, но посмотрим, как встретили плодоовощную продукцию нового урожая мы и зарубежье в мае. В России овощи подорожали за месяц на 11,1%, из 27 стран ЕС в 19 они подешевели, в среднем по Евросоюзу — на 2,7%. Больше всего овощные цены выросли в Латвии — на 1,7%. Можно понять, почему на солнечном Кипре майские овощи стали дешевле на 22,2%, но вслед за ним в лидерах по их удешевлению стоят северные Финляндия (на 16,1%), Эстония (на 10,2%), Бельгия (на 8,9%) и Германия (на 7%). За январь — май цены на овощи выросли в Евросоюзе на 10,4%, в России — на 41,8%.
У нас разные традиции встречать новый урожай овощей. Как и фруктов: в среднем по ЕС-27 они в мае подорожали на 3,3%, в России — всего на 0,4%.
Из фруктов борщ не сваришь. За июнь стоимость минимального набора продуктов питания выросла на 1,2%, с начала года — на 9,5%, в 2,2 раза выше уровня инфляции.