Принят Федеральный закон от 19.05.2010 № 86-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленный на привлечение в Россию высококвалифицированных иностранных специалистов и легализацию «домашних» гастарбайтеров.
Основные его положения вступят в силу с 1 июля 2010 г. Закон был разработан по инициативе Правительства РФ в целях реализации решений оперативного совещания Совета безопасности от 6 марта 2009 г. При внесении проекта закона в Госдуму разработчики пояснили, что он направлен на совершенствование механизмов регулирования внешней трудовой миграции и защиту национального рынка труда от избыточного привлечения иностранной рабочей силы. Новаций несколько. Льготный порядок въезда и налогообложения зарубежных высококвалифицированных специалистов и введение патентов, дающих иностранцам право работать у россиян в сферах, не связанных с предпринимательством.
«Белые воротнички»
В Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон) введена ст. 13.2, предусматривающая особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами — высококвалифицированными специалистами. Для отнесения потенциального работника к этой категории необходимо наличие у него опыта работы, навыков или достижений в конкретной области деятельности при условии, что размер заработной платы (вознаграждения), установленный ему потенциальным работодателем (заказчиком) согласно трудовому или гражданско-правовому договору, составляет не менее 2 млн руб. в год (то есть 166 600 руб. в месяц).
Для подтверждения соответствующей квалификации могут использоваться документы и сведения, перечень которых обширен и заканчивается указанием «иные объективные, достоверные и проверяемые документы и сведения».
Из содержания этой статьи следует, что правом привлечения иностранных высококвалифицированных специалистов обладают все без исключения российские коммерческие организации и аккредитованные в установленном порядке на территории России филиалы иностранных юридических лиц. К третьей категории потенциальных работодателей отнесены, в частности, российские научные организации, образовательные учреждения профессионального образования, учреждения здравоохранения.
Определен перечень документов, которые представляются работодателем или заказчиком в миграционный орган для выдачи иностранному работнику разрешения на работу, а также для оформления ему приглашения на въезд в Российскую Федерации (при необходимости). Это, например, ходатайство о привлечении высококвалифицированного специалиста и трудовой или гражданско-правовой договор, вступление в силу которого обусловлено получением им разрешения на работу. При этом в ходатайстве должны отражаться вышеупомянутые сведения об уровне квалификации специалиста, а также сведения о документах, подтверждающих наличие у него профессионального образования (если соответствующие требования к осуществлению отдельных видов деятельности предусмотрены российским законодательством). Отметим, что отказ в приеме ходатайства не допускается, за исключением случаев непредставления какого-либо из документов, к которым не причислены документы, подтверждающие квалификацию.
С учетом изложенного можно сделать вывод: определение квалификации специалиста относится к исключительной компетенции работодателя. Миграционный орган вправе лишь требовать наличия в ходатайстве соответствующих сведений о квалификации.
Разрешение на работу высококвалифицированному специалисту будет выдаваться на срок действия заключенного с работодателем или заказчиком договора, но не более чем на три года. Указанный срок действия разрешения может неоднократно продлеваться на такой же срок.
Напомним, что по общему правилу разрешение на работу выдается иностранному гражданину на срок не более года, который может быть продлен при наличии определенных обстоятельств.
Обеспечение медицинского страхования высококвалифицированного специалиста и въезжающих с ним в Россию членов его семьи является одним из основных условий заключаемого с ним трудового договора.
Кроме того, внесены изменения в п. 3 ст. 224 НК РФ, устанавливающий ставку НДФЛ для физических лиц — нерезидентов в размере 30%. Новая редакция пункта устанавливает для иностранных высококвалифицированных специалистов налоговую ставку в размере 13%. По нашему мнению, эта поправка противоречит одному из основных начал налогового законодательства.
Напомним, что согласно п. 2 ст. 3 НК РФ налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя, в частности, из социальных критериев. Установив льготный режим для нерезидентов с доходом не менее 2 млн руб. в год, законодатель дискриминировал по социальному критерию нерезидентов с меньшими доходами аналогичного происхождения.
Патентованная прислуга
Согласно введенной в Закон ст. 13.3 иностранный гражданин, прибывший в Россию в порядке, не требующем получения визы, может получить в миграционном органе патент. Он позволит ему заключать с гражданами Российской Федерации трудовые и гражданско-правовые договоры на выполнение работ (оказание услуг) для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. При наличии патента разрешения на работу не требуется.
Патент выдается на срок от одного до трех месяцев. Срок его действия может неоднократно продлеваться на период не более трех месяцев. При этом общий срок действия патента с учетом продлений не должен превышать 12 месяцев со дня его выдачи. По истечении этого срока иностранный гражданин вправе обратиться в миграционный орган за получением нового патента.
В Налоговый кодекс РФ введена ст. 227.1, устанавливающая, что НДФЛ иностранные граждане, имеющие патенты, уплачивают в виде фиксированных авансовых платежей в размере 1000 руб. в месяц. Такие платежи уплачиваются до дня начала срока, на который выдается патент, либо до дня начала срока, на который патент продлевается.
Прогнозы
С начала открытия границ многие россияне из числа интеллектуальной элиты в поисках достойного заработка покинули пределы отечества. Утечка мозгов, последствия которой могут оказаться катастрофическими, продолжается. Так и не сумев остановить этот пагубный процесс, государство решило стимулировать привлечение высокооплачиваемых иностранцев. Подобная мера может только увеличить отток за границу перспективных российских специалистов. А иностранный работник, каким бы замечательным он ни был, все же временщик. Для него Россия только источник заработка.
Теперь об иностранных «домашних работниках» — гражданах стран СНГ, имеющих право на безвизовый въезд в Россию. Поспешат ли они легализоваться? Поспешат, если сделают вывод, что стоимость патента с возможными накрутками меньше неизбежной мзды, которую они до сих пор платят государевым людям за отсутствие разрешения на работу.