Федеральная антимонопольная служба объявила о возбуждении очередного дела в отношении ОАО «Распадская», ОАО «Северсталь» и ОАО «Евраз» по признакам злоупотребления доминирующим положением на рынке коксующегося угля (ст. 10 Закона о защите конкуренции). Ведомство обвиняет компании в том, что в I квартале 2010 г. коксующийся уголь жирных марок они продавали внутренним потребителям по более высоким ценам, чем экспортным покупателям. Значительными потерями для компаний расследование чиновников не обернется: типичным наказанием за подобное нарушение является символический штраф. По оценкам экспертов, тем самым ФАС России пытается предупредить резкий рост внутренних цен на уголь жирных марок, ставших особенно дефицитными после аварии на шахте «Распадская».
Информацию о возбуждении дела в отношении трех производителей коксующегося угля ФАС России разместила на официальном сайте 8 июля. Проанализировав данные за I квартал 2010 г., чиновники пришли к выводу, что разница между контрактными ценами концентратов коксующихся углей спекающихся марок Ж (жирный), ГЖ (газовый жирный) не зависела от объема поставки и транспортных расходов. Кроме того, ревизоры усмотрели в действиях компании признаки создания дискриминационных условий для российских потребителей по сравнению с зарубежными.
По словам представителей антимонопольного ведомства, анализ рынка коксующегося угля был проведен в ходе проверки цен на сталь. Однако интересен тот факт, что из трех предприятий, которые ФАС России подозревает в занижении экспортных цен, лишь Распадскую угольную компанию можно теоретически назвать ведущим экспортером. До аварии на долю компании, продающей в месяц около 760 000 т концентрата (35% этого объема отправлялось на экспорт), приходилось около 64% в экспортных поставках концентрата, содержащего ценные марки углей спекающей группы («Ж», «ГЖ»).
Впрочем, после аварии Распадская угольная компания объявила форс-мажор по всем экспортным контрактам. В выручке «Евраза» и «Северстали» доля доходов от продажи угля третьим сторонам составляет до 2%. Обе компании не обеспечивают полностью собственных потребностей в марках «Ж» и «ГЖ» и уголь докупают на стороне.
Холдинг «Евраз Груп» уже выразил свое удивление тем, что компания включена в расследование ценообразования в сегменте коксующихся углей. «Из сообщения на сайте ФАС нам известно, что речь идет об установлении различных цен при заключении договоров на поставку концентратов коксующихся углей спекающихся марок „Ж“ (жирный), „ГЖ“ (газовый жирный) российским и зарубежным потребителям. „Евраз“ уведомляет, что не является продавцом угля марок „Ж“ и „ГЖ“ на внешнем рынке, а в основном использует данные марки углей для нужд собственных предприятий», — говорится в сообщении, опубликованном 8 июля на официальном сайте «Евраз Груп». По словам представителей предприятия, в настоящее время «Евраз» не располагает дополнительными сведениями о данном деле и никаких запросов и документов из Федеральной антимонопольной службы не получал.
То, что ФАС России в ходе ревизии решила сосредоточить внимание на производителях концентрата углей спекающихся марок «Ж» и «ГЖ», объясняется образовавшимся в России дефицитом угля жирных марок после взрывов на шахте «Распадская». За две недели, предшествовавшие выпаду ФАС в отношении угледобывающих компаний, уголь марки «Ж» подорожал на 27,75% — до 193 долл. за 1 т без НДС. По предварительной оценке, к настоящему моменту российский рынок недополучает около 240 000 т концентрата марки «ГЖ» ежемесячно.
«„Распадская“ раскрывала цены реализации в I квартале 2010 г., которые демонстрируют некоторое преимущество внутренних цен на уголь из-за транспортной составляющей. В настоящее время маржа угольщиков при продаже на внутреннем рынке почти идентична при продажах на экспорт, поэтому мы считаем, что компании не использовали завышенные цены для внутренних покупателей в последние месяцы», — отмечают в ежедневном обзоре аналитики Альфа-банка Барри Эрлих, Максим Семеновых и Сергей Кривожихин.
По мнению экспертов, в худшем случае ФАС России может наложить на компании штраф в размере 1—15% выручки от продаж концентрата за период, что эквивалентно в общей сложности 8—120 млн долл. Однако наиболее вероятным исходом станет закрытие дела или наложение символического штрафа. Впрочем, эта новость усиливает давление на производителей коксующегося угля, заставляя сдерживать цены для внутренних покупателей, что позволяет считать ее негативной. «Инвесторы также могут подумать, что правительство намеренно оказывает давление на отрасль, но мы считаем, что это не так. Совпадение по срокам случайно и не вызвано какими-либо политическими мотивами», — заключают эксперты Альфа-банка.
«Не зная деталей, достаточно сложно оценить, чем вызваны претензии антимонопольной службы, при том что объемы продаж угля на свободный рынок (а тем более на экспорт) со стороны „Евраза“ и „Северстали“ минимальны, а повышение цен на коксующийся уголь на рынке РФ по результатам антимонопольного дела 2008 г. должно согласовываться с ФАС», — отмечают аналитики Банка Москвы. По мнению экспертов, вполне возможно, что, начав расследование, ФАС России хочет предупредить резкий рост внутрироссийских цен на уголь жирных марок, ставших особенно дефицитными после аварии на «Распадской», и серьезных последствий для фигурантов дела расследование не несет.
«Хотя проверка, на наш взгляд, не будет иметь серьезных последствий для перечисленных выше производителей, расследования ФАС обычно создают негативные инвестиционные настроения в отношении акций соответствующих компаний», — уверен аналитик ФК «Открытие» Денис Габриелик. 8 июля акции металлургических и угледобывающих компаний после информации о расследовании антимонопольного ведомства перестали расти, завершив торги около уровней закрытия 7 июля. Впрочем, по прогнозам аналитиков Банка Москвы, пристальное внимание со стороны ФАС России вряд ли повлечет за собой какие-либо крупные материальные убытки для отрасли и дальнейшее снижение акций угледобывающих компаний.
К сведениюВажно