Даже низкая сравнительная база несильно помогла малым предприятиям (без микропредприятий) заявить в I квартале о начале выхода из кризиса. В годовом сравнении их количество, численность работников и инвестиции в основной капитал продолжили сокращение. Увеличился только оборот. Да и тот, возможно, не тот.
По новым данным Росстата, количество малых предприятий (юридических лиц, без учета микропредприятий) на 1 апреля этого года составило 219 600. Вопреки ожиданиям послекризисного роста их количества это на 3,5% меньше, чем годом раньше. Это при том, что сравнительная база очень низкая: относительно благополучного I квартала 2008 г. на 1 апреля 2009-го численность малых предприятий убыла на 20,7%.
Число замещенных рабочих мест работниками списочного состава (без внешних совместителей) в I квартале тоже уменьшилось на 4,3% — до без малого 5,5 млн. То есть относительное сокращение работников превысило такое же снижение количества малых предприятий. Эти данные вдвойне неприятны, если вспомнить, что годом раньше при уменьшении числа МП почти на 21% сокращение работников составило только 5,4%.
Явно не задалось начало года для малых предприятий и по части инвестиций в основной капитал: по сравнению с I кварталом 2009-го они упали на 11,4% — до 36,7 млрд руб., что несильно отличается от их сокращения годичной давности на 13,6%. Но тогда, можно сказать, кризис в экономике был еще в острой фазе.
Похвастаться МП могут только ростом в годовом сопоставлении оборота на 10,3% — до 2020,8 млрд руб. против его падения на 13,6% в I квартале прошлого года. Но, вполне вероятно, повода для большого оптимизма и здесь тоже нет, поскольку этот показатель приводится в действующих ценах и вклад в рост собственно «оборотистости» малых предприятий может существенно уступать банальному росту цен на их товары и услуги. Например, в промышленности — второй по доле в обороте МП — цены производителей выросли относительно I квартала 2009-го на 24,4%. Впрочем, львиная доля в обороте малых предприятий (63,2%) принадлежит оптовой и розничной торговле, ремонту автотранспорта, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, поэтому для достоверности картины нужно разбираться с ценами именно здесь, в оптовом звене торговли.
Тем не менее и без приведения цен к единому уровню сопоставление оборота МП с данными докризисного I квартала 2008 г. дает представление о том, какие виды деятельности успешнее выходят из кризиса. В целом их оборот по номиналу проиграл 2,5%. В частности, в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве он превысил докризисный результат на 22%, в рыболовстве и рыбоводстве — на 12,5, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды — на 71, гостиничном и ресторанном бизнесе — на 50,6, по операциям с недвижимым имуществом, аренде и предоставлению услуг — на 14,9, в образовании — на 20, в здравоохранении и предоставлении социальных услуг — на 12,6 и в предоставлении прочих коммунальных, социальных и персональных услуг — на 39%.
Не добрал оборот в добыче полезных ископаемых — на 18%, обрабатывающих производствах — на 11,6, в строительстве — на 11,5 и в оптовой и розничной торговле, ремонте авто- и мототранспорта, бытовых изделий и предметов личного пользования — на 4,1%.
Знакомая картина. Проще тем, кого власти усиленно опекают (сельское хозяйство), позволяют или подталкивают поднимать цены (электричество, газ, вода, коммунальные услуги, аренда). То же, что в среднем и крупном бизнесе.