Россия присоединилась к Международной конвенции об оплачиваемых отпусках МОТ. Федеральным законом от 01.07.2010 № 139-ФЗ Конвенция ратифицирована, но вступит в силу через 12 месяцев после регистрации указанного федерального закона в Международном бюро труда.
Большинство норм Трудового кодекса РФ согласуется с нормами Конвенции. Те ее положения, которые отличаются от норм российского трудового законодательства, будут применяться в силу приоритета международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, ст. 10 ТК РФ и ч. 4 ст. 11 ГПК РФ). Рассмотрим их. Но прежде обратим внимание на важный момент.
Конвенцией установлено, что отпуск не может составлять менее трех рабочих недель за один год работы. При этом каждый член МОТ, ратифицирующий Конвенцию, указывает продолжительность отпуска в заявлении, прилагаемом к документу о ратификации (ч. 2 и 3 ст. 3 Конвенции). То есть каждое государство вправе определить большую продолжительность отпуска, чем три недели.
В Трудовом кодексе РФ закреплено, что ежегодный основной оплачиваемый отпуск составляет 28 календарных дней. В федеральном законе о ратификации Конвенции Россия подтвердила это.
Две недели в году отдыхать обязательно
Согласно ТК РФ оплачиваемый отпуск предоставляется работнику ежегодно. По соглашению между работником и работодателем он может быть разделен на части, причем хотя бы одна из них должна быть не менее 14 календарных дней. В исключительных случаях с согласия работника отпуск переносится на следующий рабочий год (ст. 122, 124 и 125 ТК РФ). О минимальной продолжительности отпуска в течение того года, за который он предоставляется, в ТК РФ не говорится.
В статье 9 Конвенции сказано, что часть отпуска из двух непрерывных рабочих недель предоставляется и используется не позднее чем в течение одного года. Иными словами, перенести неделимую часть отпуска в размере 14 дней на следующий год нельзя.
Остаток можно перенести не на год, а на полтора
В части 3 ст. 124 ТК РФ предусмотрено, что отпуск должен быть использован не позднее 12 месяцев после окончания того рабочего года, за который он предоставляется.
В части 1 ст. 9 Конвенции на этот счет сказано, что неиспользованный остаток от отпуска предоставляется работнику не позднее чем в течение 18 месяцев, считая с конца того года, за который предоставляется отпуск.
Таким образом, отсрочить использование остатка отпуска можно будет не на год, как сейчас, а на полтора.
обратите внимание
В течение полутора лет работодатель обязан предоставить работнику не использованные им ранее дни отпуска, что называется, в натуральном виде. В противном случае отпуск не считается «сгоревшим». Непредоставление положенного отпуска в установленный срок — нарушение трудового законодательства, что позволяет привлечь нерадивого работодателя к ответственности.
Отпуск после прекращения работы
В статье 127 Трудового кодекса РФ установлено, что при увольнении работнику либо выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска, либо все эти дни отпуска он отгуливает и днем увольнения считается последний день отпуска.
Конвенция предоставляет увольняющемуся работнику выбор: отпуск, компенсацию или эквивалентное право на будущий отпуск (ст. 11). Для российского трудового законодательства право на будущий отпуск — новация. Чтобы реализовать его, потребуется внести изменения в действующее законодательство.
Отпуск авансом
В соответствии с Трудовым кодексом РФ в первый год работы право на отпуск у работника возникает по истечении шести месяцев непрерывной работы. По соглашению сторон он может быть предоставлен и до истечения шести месяцев (ст. 115 и 122). Правда, не оговорено, какой продолжительности может быть отпуск авансом.
В части 1 ст. 4 Конвенции установлено, что если работник еще не отработал минимальный срок, дающий право на полный отпуск (в нашем случае — шесть месяцев), он может рассчитывать за этот год на оплачиваемый отпуск, пропорциональный продолжительности работы.
Предостережем от ошибочного толкования этого положения Конвенции. В нем сказано: «...лицо, продолжительность работы которого в течение любого года меньше той, которая требуется для приобретения права на полный отпуск… имеет право за такой год на оплачиваемый отпуск, пропорциональный продолжительности его работы в течение этого года». На первый взгляд может показаться, что пропорциональный порядок исчисления отпуска должен применяться каждый год. На самом деле это не так. В статье речь идет о тех годах, когда законодательством страны установлено требование об отработке определенного минимального срока для получения права на полный отпуск. В Трудовом кодексе РФ такое условие предусмотрено только для первого года работы.
Применять или нет?
Как видим, в отношении отпуска авансом в Трудовом кодексе РФ более благоприятные условия по сравнению с Конвенцией. Но в Конституции РФ четко прописано, что, если международным договором России установлены иные правила, чем предусмотренные законом, применяются правила международного договора. Без каких-либо уточнений, допущений и оговорок. Есть над чем задуматься.
Попробуем разобраться, как данный принцип должен применяться к трудовому законодательству.
В статье 1 ТК РФ говорится, что целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. На чем они основаны? Безусловно, на положениях Основного закона страны.
В статье 2 Конституции РФ закреплен главный принцип: человек, его права и свободы являются высшей ценностью государства, а их признание, соблюдение и защита — его обязанностью.
Не следует ли из этого, что нормы трудового права в международных договорах должны иметь приоритет по сравнению с нормативными правовыми актами России только в том случае, если ими устанавливаются более льготные нормы? На наш взгляд, следует. И подкрепляет это основной документ самой МОТ — ее Устав.
В нем содержится правило, что принятие какой-либо конвенции или рекомендации конференции либо ратификация какой-либо конвенции любым членом МОТ не рассматривается как затрагивающее национальное законодательство, обеспечивающее более благоприятные условия для трудящихся, чем те, которые предусматриваются конвенцией или рекомендацией.
Будучи членом МОТ, Россия наряду с остальными государствами — членами этой организации подписалась под документом, признав обязательность его положений для себя. Устав МОТ является международным соглашением, имеющим юридическую силу договора. Значит, мы обязаны применить к Уставу конституционный принцип приоритета международных норм.
Исходя из этого, по нашему мнению, те правила Конвенции, которые содержат менее благоприятные условия по сравнению с Трудовым кодексом РФ, не должны применяться в регулировании трудовых отношений в России.