Две организации столкнулись с одинаковой проблемой: доставкой своих работников к месту работы. Для ее разрешения они заключили договоры с транспортными компаниями. После этого у организаций возникли вопросы по исчислению налога на прибыль, ЕСН и НДФЛ в связи с оплатой транспортных услуг.
Разрешить эти вопросы взялся Минфин РФ.
● Первой организации в Письме от 11.05.2006 № 03-03-04/1/434 финансовое ведомство посочувствовало по поводу того, что она расходы на оплату проезда к месту работы и обратно не предусмотрела трудовыми или коллективными договорами. При наличии таких договоров организация могла бы воспользоваться исключением из запретов, перечисленных в п. 26 ст. 270 НК РФ, и учесть эти расходы при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Зато это обстоятельство дает возможность организации не начислять на эти расходы ЕСН, применив п. 3 ст. 236 НК РФ, который не признает объектом обложения ЕСН оплату услуг, не отнесенных к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль.
Что касается НДФЛ, то в Минфине решили, что если проезд работников до места работы и обратно при отсутствии рейсов общественного транспорта самостоятельно невозможен, то суммы оплаты организацией проезда работников к месту работы и обратно не могут быть признаны экономической выгодой (доходом) работника и соответственно не являются объектом НДФЛ.
● Спустя неделю Минфин РФ Письмом от 18.05.2006 № 03-05-01-04/110 дал ответ и второй организации.
Поскольку у нее условие о доставке работников предусмотрено в трудовых договорах, то и проблем с налогом на прибыль Минфин РФ не увидел.
Зато, сославшись на п. 1 ст. 237 НК РФ, финансовое ведомство заявило, что организация обязана на стоимость этих услуг начислять ЕСН. Кроме того, организация должна с работников удерживать НДФЛ, поскольку оплата проезда работников к месту работы и обратно в соответствии со ст. 211 НК РФ является доходом работника, полученным в натуральной форме.
В конце Письма Минфин РФ потребовал от организации вести персонифицированный учет сотрудников, пользующихся указанной услугой, и рассчитывать суммы оплаты такой доставки для включения ее в налоговую базу по отдельному сотруднику.
Такое отличие в подходах Минфин РФ объяснил просто: во втором случае работники могут воспользоваться рейсами общественного транспорта.
Надо сказать, что позиция Минфина по вопросу удержания НДФЛ смягчилась. В своем Письме от 30.11.2005 № 03-05-02-04/206 он требовал удерживать этот налог даже в тех случаях, когда общественный транспорт к месту работы не ходит.
Что касается арбитражных судов, то там считают, что при наличии технологических особенностей производства расходы на оплату проезда к месту работы и обратно уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль даже без упоминания об этом в трудовых договорах (Постановление ФАС Московского округа от 05.03.2005 № КА-А41/1387-05).
По поводу начисления ЕСН Президиум ВАС в Постановлении от 27.02.2006 № 10847/05 обратил внимание на то, что по договору на перевозку работников транспортные услуги оказываются не работникам, а самой организации.
Следовательно, такая оплата не является выплатой по трудовым или гражданско-правовым договорам в смысле ст. 236 НК РФ, поэтому ЕСН на нее не начисляется.
Аргументы, приведенные Президиумом ВАС для ЕСН, вполне подходят и для НДФЛ. Это ведь организация заинтересована в том, чтобы ее работники приступали к работе сразу, а не после восстановления сил, потраченных на то, чтобы добраться до рабочего места.