Тема международного форума «Реформа техрегулирования как государственная политика и бизнес-проект», который совместно провели «Деловая Россия», рабочая группа при Администрации Президента РФ и Комиссия Государственной Думы по техническому регулированию, емко и точно передает состояние перевода российской экономики на новые стандарты безопасности и качества продукции.
Реформа технического регулирования затрагивает все сферы экономической деятельности и оказывает влияние не только на производство или на продукцию, товарооборот, но и на все остальные компоненты экономики, связанные с налогообложением, государственным заказом, тарификацией и со всем остальным.
Технический регламент — это проект федерального закона, в нем техническая норма приобретает правовой статус.
В разработке сегодня находится 84 проекта федеральных законов, 55 текстов уже готовы и размещены на официальном сайте Министерства промышленности и энергетики РФ.
В Думе находятся 10 технических регламентов. Все они инициированы бизнесом. Одобрены Комиссией ГД — только по форме — регламенты, касающиеся безопасности колесных транспортных средств (автомобилей).
Ни один из этих 10 регламентов пока еще не прошел процедуры первого чтения. Более того, уже определяется тенденция крайне настороженного отношения Правительства и соответствующих ведомств к инициативам бизнеса, несколько предварительных отзывов Правительства на регламенты негативны по содержанию.
По мнению Владимира Мединского, ответственного секретаря Комиссии ГД по техническому регулированию, с одной стороны, это говорит о том, что данные регламенты не идеальны. Но, с другой стороны, складывается ощущение, что чиновники с подозрительностью относятся ко всем документам, инициируемым бизнесом. Если отношение чиновников и ведомств не изменится, то регламент, инициируемый бизнесом, делающийся за свой счет, будет Правительством всячески тормозиться.
Со своей стороны, Правительство, получив бюджетные деньги на разработку своих регламентов, считает, что их недостаточно, а в силу объективной бюрократизации внутриведомственного процесса подготовка любого техрегламента будет длиться годами.
Может быть, имеет смысл Правительству включить в свою отчетность и техрегламенты, подготовленные бизнесом, которые оно смогло скоординировать и поддержать. Ведь для потребителя главное, что они появились и заменили собой десятки, сотни и тысячи бессмысленных, устаревших документов.
Однако следует признать, что разработать технический регламент как проект федерального закона, по общему мнению бизнес-сообщества и госструктур, чрезвычайно сложно. Нет опыта, постоянно идет обсуждение, какая норма вносится в текст закона, какая выносится в приложение и как все это будет описываться. Тяжело разобраться с терминами и определениями. За каждым техническим показателем должны стоять определенные расчеты, финансово-экономические обоснования каждого технического регламента.
Необходимо рассчитать, как технический регламент будет влиять на разные уровни экономики: на уровень федеральных средств, ресурсов, на уровень производителей, на уровень потребителей.
Для депутатов такие расчеты могут служить ориентирами, по которым они решат, положительно голосовать или отрицательно.
Сегодня у нас есть система обязательных требований, которая не отменена и действует. Она представляет собой более 170 тыс. нормативных документов, которыми все пользуются. Есть еще ТУ, которые представляют, по сути, согласованное отклонение от государственных стандартов.
По словам Марины Глазатовой, директора Департамента технического регулирования и метрологии Министерства промышленности и энергетики РФ, только у нас можно согласовать с государственным органом отклонение от обязательного требования. Поэтому реформа технического регулирования — это не просто экономическая реформа, это реформа, которая нацелена вообще на построение правового государства. Ее успех зависит от сотрудничества бизнес-сообщества с государством.
Три способа разработки технических регламентов
1. Если негативная тенденция по отношению к техрегламентам, инициированным бизнесом, сохранится, депутаты будут отметать все предложения бизнес-сообщества, отправлять их на различную доработку и ждать внесения правительственных техрегламентов.
2. Правительство и Дума начнут в авральном режиме принимать десятки технических регламентов, предложенных скорее всего исполнительной властью. Они вынужденно будут содержать отсылочные нормы на ГОСТы, это снизит позитивность реформы, а отчитываться будут не качеством принимаемых регламентов, а их количеством.
3. Правительство и бизнес скоординируют свою совместную работу, что является наиболее правильным режимом законодательной деятельности.