При заключении хозяйственных договоров стороны вправе самостоятельно устанавливать цену товаров, работ и услуг. Но налоговые органы проверяют соответствие применяемой цены сделки рыночным ценам.
Рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях (п. 4 ст. 40 НКРФ).
Идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них признаки: физические характеристики, качество, репутацию на рынке, производителя и так далее. Объем реализации товаров различными производителями не является основанием для признания товаров идентичными.
Бывает, что налогоплательщик является единственным производителем товара, то есть на рынке отсутствуют идентичные товары, реализуемые иным производителем. В этом случае Налоговый кодекс РФ допускает возможность при определении рыночной цены учитывать цены реализации однородных товаров, то есть имеющих сходные характеристики и состоящих из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми.
При определении рыночной цены товара, работы или услуги учитывается информация о заключенных на момент реализации этого товара, работы или услуги сделках с идентичными (однородными) товарами, работами или услугами в сопоставимых условиях. В частности, учитываются такие условия сделок, как количество (объем) поставляемых товаров (например, объем товарной партии), сроки исполнения обязательств, условия платежей, обычно применяемые в сделках данного вида, а также иные разумные условия, которые могут оказывать влияние на цены.
При этом условия сделок на рынке идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров, работ или услуг признаются сопоставимыми, если различие между такими условиями либо существенно не влияет на цену таких товаров, работ или услуг, либо может быть учтено с помощью поправок.
Таким образом, рыночная цена, во-первых, определяется по товарам, имеющим одинаковые или сходные характеристики и компоненты (при этом учитываются качество товаров, наличие товарного знака, репутация на рынке, страна происхождения и тому подобные факторы), во-вторых, условия продажи товаров (работ, услуг), по которым рассчитывается рыночная цена, должны быть сопоставимы с условиями проверяемой сделки.
АРБИТРАЖНАЯ ПРАКТИКА
ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 15.09.2003 № Ф04/4647-765/А75-2003, отказывая налоговикам, основывался на том, что налоговый орган не вправе доначислить налог, если рыночная цена определена на основании усредненных статистических данных о цене реализации товара в соответствующем регионе, а также с учетом сделок между взаимозависимыми лицами в том случае, если налоговым органом не представлено доказательств отсутствия влияния на результаты произведенных расчетов взаимозависимости лиц, сделки между которыми не были исключены из расчетов.
При определении рыночной цены налоговый орган должен учитывать обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки.
Например, решение инспекции о доначислении ЗАО налога на прибыть со ссылкой на то, что применяемые обществом в течение непродолжительного периода цены по идентичным товарам отклоняются от рыночной цены более чем на 20%, признано ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 03.06.2005 № А56-43517/04 недействительным, поскольку обязанность подтвердить рыночную цену товара возлагается на инспекцию, а последняя приняла за рыночную цену наиболее высокую из цен, по которым ЗАО продавало товар, и не учла скидки общества, вызванные маркетинговой политикой.
В Информационном письме Президиум ВАС РФ от 17.03.2003 № 71 указал, что в качестве рыночной цены нельзя рассматривать среднюю цену реализации услуг налогоплательщика.
Кроме того, существует арбитражная практика, согласно которой использование показателя себестоимости услуг нельзя признать использованием рыночных цен (Постановление ФАС Поволжского округа от 20.01.2004 № А57-11144/02-16).
Официальные источники информации о рыночных ценах
При определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках.
Пункт 11 ст. 40 НК РФ не дает разъяснений относительно того, что следует понимать под официальными источниками информации о рыночных ценах, однако не исключает возможность использования данных маркетинговых исследований.
Анализ арбитражной практики показывает, что в качестве рыночной цены не признаются сведения о ценах, полученные из государственных органов статистики, органов исполнительной власти, торгово-промышленных палат (постановления ФАС Центрального округа от 16.01.2004 № А54-2185/03-С11, Западно-Сибирского округа от 29.01.2003 № Ф04/361-728/А75-2003, Северо-Западного округа от 12.08.2002 МА56-858/02).
Метод последующей реализации и затратный метод
При отсутствии на соответствующем рынке товаров, работ или услуг сделок по идентичным (однородным) товарам, работам, услугам или из-за отсутствия предложения на этом рынке таких товаров, работ или услуг, а также при невозможности определения соответствующих цен ввиду отсутствия либо недоступности информационных источников для определения рыночной цены используется метод цены последующей реализации. В этом случае рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как разность цены, по которой такие товары, работы или услуги реализованы покупателем этих товаров, работ или услуг при последующей их реализации (перепродаже), и обычных в подобных случаях затрат, понесенных этим покупателем при перепродаже (без учета цены, по которой были приобретены указанным покупателем у продавца товары, работы или услуги) и продвижении на рынок приобретенных у покупателя товаров, работ или услуг, а также обычной для данной сферы деятельности прибыли покупателя.
При невозможности использования метода цены последующей реализации (в частности, при отсутствии информации о цене товаров, работ или услуг, в последующем реализованных покупателем) используется затратный метод. При этом методе рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и (или) реализацию товаров, работ или услуг, обычные в подобных случаях затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные подобные затраты.
Следует иметь в виду, что, проверяя правильность применения цен, налоговый орган обязан соблюдать очередность и условия использования того или иного метода определения соответствующей цены, установленных ст. 40 НК РФ. То есть при отсутствии на соответствующем рынке однородных товаров может быть применен метод реализации, а уж затем — затратный метод (Постановление ФАС Московского округа от 19.06.2003 № КА-А41/3920-03).
В случае применения налоговым органом затратного метода он должен доказать правомерность его использования.
АРБИТРАЖНАЯ ПРАКТИКА
ФАС Дальневосточного округа в Постановлении от 24.12.2003 № Ф03-А49/03-2/3151 указал следующее: «Налоговый орган не доказал отсутствие на соответствующем рынке товаров сделок по идентичным товарам, а также невозможность определения соответствующих цен ввиду отсутствия либо недоступности информационных источников для определения цены, следовательно, не доказал правомерность использования затратного метода».
Согласно Постановлению ФАС Поволжского округа от 03.07.2003 № А57-3316/01-9 налоговый орган не вправе применять затратный метод для определения рыночной цены товаров (работ, услуг) для целей налогообложения при наличии на территории РФ организаций, осуществляющих реализацию товаров (работ, услуг), аналогичных товарам (работам, услугам) налогоплательщика.
В заключение хотелось бы отметить следующее. Если налоговый орган доначислил налоги и пени по ст. 40 НК РФ и налогоплательщик считает, что его права нарушены, то более действенным инструментом защиты является обращение в арбитражный суд.
Не рекомендуем обжаловать решение налоговиков в вышестоящий налоговый орган, так как практически во всех случаях вышестоящий орган соглашается с доначислениями налогов.
При этом налогоплательщику следует в первую очередь проверить, были ли у налоговиков основания для контроля над применяемыми налогоплательщиком ценами (п. 2 ст. 40 НК РФ). Если такие основания отсутствуют, то налог не может быть доначислен. Если основания для контроля все-таки имеются, то налогоплательщику следует тщательно подготовиться к судебному разбирательству. Анализ арбитражной практики позволяет сделать вывод о том, что наиболее эффективной защитой налогоплательщика является обоснованное возражение на решение налогового органа о доначислении налогов, основанное на несопоставимости условий, с помощью которых налоговый орган установил рыночную цену, и условий контролируемой сделки.