Со второго полугодия начинается выдача жилищных субсидий молодым семьям.
Но, видно, в самом деле, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, если обнадеживающая весть не вызвала волну оптимизма у россиян. И мнение большинства аналитиков пессимистичное. Многие из них утверждают, что начинающееся с 1 июля по Постановлению Правительства РФ от 13 мая 2006 г. № 285 предоставление молодым семьям субсидий на приобретение жилья только подстегнет рост цен на квартиры.
В столице и так за неполных три года они уже скакнули в три раза и зашкалили за 3000 у. е. в рублевом эквиваленте. С начала года цены взлетели еще на 30%. И прогноз неутешительный: к октябрю в Москве ожидают повышения стоимости желанного жилого квадрата еще на тысячу этих самых условных единиц.
В приводимой здесь таблице индексов цен на жилье проценты нужно считать с нарастающим итогом, поскольку лукавые числа показывают рост по отношению только к предыдущему году. Производим несложное арифметическое действие и получаем: за 2000—2004 гг. стоимость квадратного метра жилья в среднем по стране на первичном рынке выросла на 126,2%.
Право на субсидии имеют молодые люди, возраст которых «в планируемом году не превышает 30 лет». Это первое условие для включения молодой семьи органом исполнительной власти субъекта в список претендентов на субсидии. Второе условие — «признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий». И, наконец, будет учитываться «наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой субсидии».
Это «правила» чиновных игр обставлять все и вся частоколом преград из согласований и прочих бумаг.
К примеру, нуждающимися признаются «молодые семьи, поставленные на учет для улучшения жилищных условий до 1 марта 2005 г.». А также «молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении условий проживания после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».
Нет надобности более подробно углубляться в эпистолярный стиль законных и подзаконных актов. Ясно, что надо было загодя (до 1 марта 2005 г.) позаботиться о себе, чтобы реально претендовать на субсидию. Ну хотя бы подсчитать, не исполнится ли мужу или жене «в планируемом году» 30 годочков.
Теперь произведем вместе несложный подсчет, кому может улыбнуться счастье. До 1 марта 2005 г. надо было попасть в список нуждающихся. Сейчас середина 2006 г. — старт кампании. Но впереди дистанция. Она разбита на три этапа. На первом «бегут» муниципалитеты. Затем эстафету принимают органы исполнительной власти субъекта Федерации — округа, области, края, республики. Они проверяют, уточняют и утверждают прошение муниципальных служащих (назвать его решением язык не поворачивается). После этого на третий этап в Москву подаются «сводный список и заявка на выделение из федерального бюджета средств на софинансирование предоставления субсидий».
Когда будет финиш, никто сейчас не скажет. Даже с учетом, что возможен непрописанный этап согласования «софинансирования» между федеральным и региональными бюджетами. Можно лишь предположить, что пройдет не один месяц. И в сухом остатке получается, что реально рассчитывать на субсидии могут очень дальновидные молодые люди не старше 25 лет, которые позаботились о себе полтора года назад. А кто в таком возрасте составляет скрупулезный план жизни?!
Снова пороги и перекаты, сквозь которые не одно десятилетие пробиваются многие жители районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на жилищные субсидии. В одной очереди с ними еще военнослужащие, годами пытающиеся материализовать свои жилищные сертификаты.
Вот и выходит, что приятная весть из разряда таких, о которых в народе говорят: «Свежо преданье, да верится с трудом».
Индексы цен на первичном рынке жилья по РФ*
1997 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 | |
Российская Федерация |
115,3 |
113,1 |
125,1 |
122,5 |
118,8 |
118,5 |
Центральный федеральный округ |
103,5 |
105,1 |
116,8 |
123,1 |
124,1 |
117,7 |
Северо-Западный федеральный округ |
140,5 |
112,0 |
120,2 |
121,4 |
130,2 |
117,2 |
Южный федеральный округ |
121,2 |
106,2 |
118,9 |
122,9 |
117,3 |
118,9 |
Приволжский федеральный округ |
112,1 |
124,6 |
127,1 |
118,3 |
111,7 |
121,9 |
Уральский федеральный округ |
97,4 |
120,6 |
171,7 |
126,2 |
103,7 |
112,4 |
Сибирский федеральный округ |
115,0 |
121,6 |
155,6 |
122,4 |
109,4 |
125,3 |
Дальневосточный федеральный округ |
93,4 |
116,1 |
129,1 |
117,2 |
121,4 |
117,5 |
*На конец года; в процентах к концу предыдущего года.
ИСТОЧНИК: РОССТАТ
Справка
Субсидия предоставляется в размере не менее:
35% расчетной (средней) стоимости жилья для молодых бездетных семей;
40% — для молодых семей, имеющих 1 и более детей.
Размер общей площади жилого помещения, с учетом которой определяется размер субсидии, составляет:
● для семьи численностью 2 человека (молодые супруги или 1 молодой родитель и ребенок) 42 кв. м;
● для семьи численностью 3 и более человек по 18 кв. м на 1 человека.