Новости («Новая бухгалтерия», № 07, 2010 г.)

| статьи | печать

Налоговые отношения

  Федеральный закон от 02.06.2010 № 115-ФЗ
«О внесении изменений в статью 346.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»


С 2011 г. начнут действовать новые правила начисления пеней за утрату налогоплательщиками права на применение ЕСХН. Соответствующие поправки в ст. 346.3 НК РФ подписал Президент РФ.
Действующий порядок обязывает всех налогоплательщиков в течение одного месяца после истечения налогового периода, в котором утрачено право на применение ЕСХН, производить перерасчет налоговых обязательств за весь налоговый период по НДС, налогу на прибыль организаций, НДФЛ, налогу на имущество организаций и уплачивать пени за несвоевременную уплату указанных налогов и авансовых платежей по ним.
Согласно новым правилам в полном объеме уплачивать пени будут только те налогоплательщики, которые изначально необоснованно применяли ЕСХН. Порядок начисления и уплаты пеней, возникших в результате перерасчета налоговых обязательств налогоплательщиками, применявшими ЕСХН на законных основаниях и по итогам налогового периода утратившими право на его применение, в том числе по причинам, не зависящим от налогоплательщика (ввиду специфики сельскохозяйственного производства), изменится. В таком случае пени будут начисляться со дня, следующего за днем окончания срока перерасчета подлежащих уплате сумм налогов, от уплаты которых налогоплательщики были освобождены в связи с применением ЕСХН.

  Приказ Минфина Россииот 21.04.2010 № 36н
«О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 15 октября 2009 г. № 104н „Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и Порядка ее заполнения“»

В таблицу «Коды операций», используемую для заполнения налоговой декларации по НДС, включены дополнительные коды. Корректировка связана с изменениями, внесенными в последние годы в главу 21 НК РФ.
Так, раздел I, где указаны коды операций, не признаваемых объектом обложения НДС на основании п. 2 ст. 146 НК РФ, дополнен кодом 1010813 «Оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности госимущества». Три кода включены в раздел II «Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)» (ст. 149 НК РФ). Речь идет об операциях по реализации коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме управляющими организациям, ТСЖ и ЖСК (коды 1010262, 1010263), а также о передаче имущественных прав общероссийским общественным объединением, связанной с проведением XXII Олимпийских зимних игр в Сочи (код 1010264).

  Приказ ФНС Россииот 26.04.2010 № ММВ-7-8/202@
«О внесении изменений в формы требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, утвержденные Приказом ФНС России от 01.12.2006 № САЭ-3-19/825@»


Теперь налогоплательщиков будут предупреждать о возможной уголовной ответственности.
Соответствующее напоминание включено в требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, направляемое организациям, индивидуальным предпринимателям, налоговым агентам и физическим лицам, утвержденное приказом ФНС России от 01.12.2006 № САЭ-3-19/825@. В соответствии с п. 3 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны в случае неуплаты сумм недоимки, пеней и штрафов в полном объеме в установленный срок направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Такое сообщение подается, если размер недоимки, выявленный в результате налоговой проверки, позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления. Напомним, что для организации размер такой недоимки должен составлять за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2 млн руб. при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышать 6 млн руб.

  Письмо Минфина России от 03.06.2010 № 03-03-06/1/378

Минфин России разъяснил правила оформления продавцом возврата некачественной продукции от покупателя. Учитывать затраты по возмещению суммы денежных средств, уплаченных за бракованную продукцию, которая была реализована в прошлом налоговом (отчетном) периоде, продавцу разрешено как убытки прошлых лет.
Если покупатель в одностороннем порядке отказался от исполнения договора поставки и потребовал возврата уплаченной за товар денежной суммы, то договор поставки считается расторгнутым с момента получения поставщиком уведомления покупателя о таком отказе (ст. 523 ГК РФ).
Расторжение договора поставки следует рассматривать как самостоятельную хозяйственную операцию, а связанные с таким расторжением доходы и расходы поставщика необходимо отразить в налоговом учете в периоде, в котором договор считается прекращенным.
Сумма возвращенной покупателю оплаты за поставленный некачественный товар отражается в составе внереализационных расходов отчетного (налогового) периода, в котором произошел односторонний отказ покупателя от исполнения договорных обязательств, как убытки прошлых налоговых периодов, выявленные в текущем отчетном (налоговом) периоде (подп. 1 п. 2 ст. 265 НК РФ).
Одновременно в доходах, учитываемых при налогообложении прибыли, продавец отражает стоимость возвращенного покупателем товара ненадлежащего качества, на которую был уменьшен доход от реализации данного товара, как доходы прошлых лет, выявленные в отчетном (налоговом) периоде (п. 10 ст. 250 НК РФ). Товар, возвращенный покупателем, принимается к учету поставщика по стоимости, по которой данный товар учитывался на дату реализации.

  Письмо Минфина Россииот 01.06.2010 № 03-04-05/3-302

В письме Минфин разъяснил порядок уплаты налогов с доходов от сдачи в наем собственной квартиры индивидуальным предпринимателем, применяющим УСН. 
Позиция финансистов сводится к тому, что если деятельность по сдаче внаем квартиры имеет признаки предпринимательской, то предприниматель обязан включить в свой перечень видов деятельности сдачу внаем собственного жилого недвижимого имущества и облагать полученные доходы в рамках УСН.
Согласно ст. 2 ГК РФ предпринимательская деятельность должна осуществляться самостоятельно на свой риск и быть направленной на систематическое получение прибыли.
О наличии в действиях гражданина признаков предпринимательской деятельности могут свидетельствовать, в частности, следующие факты:
— изготовление или приобретение имущества с целью последующего извлечения прибыли от его использования или реализации;
— хозяйственный учет операций, связанных с осуществлением сделок;
— взаимосвязанность всех совершаемых гражданином в определенный период времени сделок;
— устойчивые связи с продавцами, покупателями, прочими контрагентами.
При отсутствии вышеуказанных признаков физическое лицо имеет право заключать договор о сдаче имущества в аренду без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. В этом случае необходимо будет уплачивать НДФЛ в общем порядке.

  Письмо Минфина России от 01.06.2010 № 03-11-10/67

Индивидуальный предприниматель, применяющий УСН, вправе предоставлять займы на постоянной основе как за счет полученной выручки от реализации товаров (работ, услуг), так и за счет других средств, принадлежащих ему на праве собственности.
Операция по предоставлению займов в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 02.12.90 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» не отнесена к банковским операциям. Законодательство не устанавливает специальный состав субъектов договора займа, регулируемого ст. 807—818 ГК РФ. Предоставление займов не требует получения лицензии Банка России на осуществление банковских операций. При этом законодательство не определяет источники средств, которые могут быть использованы при предоставлении займов.

  Письмо Минфина России от 31.05.2010 № 03-11-06/2/83

«Упрощенцы» с объектом «доходы минус расходы» вправе учитывать при исчислении налоговой базы расходы на информационные услуги справочной правовой системы, заключающиеся в обновлении информационной базы, при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ.
Основание — подп. 19 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, согласно которому «упрощенец» может уменьшить полученные доходы на расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). К указанным расходам относятся также расходы на обновление программ для ЭВМ и баз данных.

  Письмо Минфина России от 31.05.2010 № 03-04-05/9-301

Специалисты финансового ведомства подчеркнули, что нормы главы 23 НК РФ в равной мере применяются ко всем физическим лицам независимо от их возраста.
В соответствии со ст. 60 Семейного кодекса РФ ребенок имеет право на доходы, получаемые им, в том числе на доходы от продажи доли в праве собственности на квартиру. Также он имеет право на имущественный вычет.
При определении размера налоговой базы по НДФЛ налогоплательщик имеет право на получение имущественных налоговых вычетов, в частности, в суммах, полученных в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающих в целом 1 млн руб. (подп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ).
Вместо использования права на вычет налогоплательщик может уменьшить налогооблагаемую базу на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов, независимо от срока нахождения вышеуказанного имущества в собственности налогоплательщика.

  Письмо Минфина России от 27.05.2010 № 03-05-04-03/54

Минфин сообщил, какую пошлину нужно платить за регистрацию договора ипотеки морского судна. 
Подпунктом 61 п. 1 ст. 333.33 НК РФ установлено, что за государственную регистрацию ограничений (обременений) прав на морское судно уплачивается госпошлина в размере 6000 руб.
Право собственности и иные вещные права на судно, зарегистрированное в Российском международном реестре судов, а также ограничения (обременения) прав на него (ипотека, доверительное управление и др.) подлежат регистрации в Российском международном реестре судов, за исключением таких прав и ограничений (обременений) прав на судно, зафрахтованное по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру).
Ипотека судна регистрируется в том же реестре, в котором зарегистрировано судно (п. 1 ст. 376 КТМ РФ).

  Письмо Минфина России от 27.05.2010 № 03-03-06/1/352

Финансисты разъяснили порядок учета выручки от реализации деталей, полученных при ремонте арендованных основных средств.
Внереализационными доходами в целях налогообложения прибыли в соответствии с п. 13 ст. 250 НК РФ признаются, в частности, доходы в виде стоимости полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств (за исключением случаев, предусмотренных в подп. 18 п. 1 ст. 251 НК РФ).
На основании п. 2 ст. 254 НК РФ с 2010 г. при выбытии материально-производственных запасов их стоимость в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, а также при ремонте основных средств, определяется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном п. 13 и 20 ч. 2 ст. 250 НК РФ.
Таким образом, при реализации деталей, полученных при ремонте арендованных основных средств, организация вправе в 2010 г. уменьшить выручку от их реализации на рыночную стоимость этих деталей.
А при реализации таких деталей в 2009 г. выручка от их реализации уменьшается только на сумму уплаченного налога.

  Письмо Минфина России от 25.05.2010 № 03-03-06/1/349

Минфин России рассказал о документальном подтверждении оплаты уставного капитала деньгами.
Документами, подтверждающими оплату уставного капитала денежными средствами, могут быть справка банка, подтверждающая зачисление на расчетный счет денег в оплату уставного капитала, подписанная руководителем и главным бухгалтером банка, и копии первичных платежных документов (в частности, приходные кассовые ордера, подтверждающие оплату уставного капитала денежными средствами).

  Письмо Минфина России от 24.05.2010 № 03-07-11/200

Письмо содержит разъяснения по вопросам исчисления НДС и заполнения налоговой декларации при оказании услуг по аренде недвижимого имущества.
В соответствии с п. 1 ст. 167 НК РФ в целях исчисления НДС моментом определения налоговой базы, если иное не предусмотрено п. 3, 7—11, 13—15 указанной статьи, является наиболее ранняя из следующих дат:
— день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг, имущественных прав);
— день оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав).
Поэтому разделом 3 «Расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет по операциям, облагаемым по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2—4 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации» налоговой декларации по НДС, форма которой утверждена приказом Минфина России от 15.10.2009 № 104н, предусмотрено при исчислении налоговой базы за соответствующий налоговый период включать в расчет суммы налога стоимость реализации услуг, как оплаченных, так и не оплаченных, в том числе арендатором, а также суммы полученной оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящего оказания услуг.

  Письмо Минфина России от 21.05.2010 № 03-03-06/1/340

Финансовое ведомство разъяснило порядок учета при исчислении налога на прибыль затрат организации на выплаты работникам, связанные с больничными.
Организациям разрешено учитывать в целях налогообложения прибыли суммы доплат до оклада за период временной нетрудоспособности, если это предусмотрено нормативными актами организации и трудовыми договорами. Речь идет о суммах превышения фактически выплачиваемого пособия по временной нетрудоспособности, исчисленного согласно трудовому или коллективному договору, над максимальным размером пособия по временной нетрудоспособности, рассчитанным в соответствие с Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ. Основание — п. 25 ст. 255 НК РФ.
А вот выплаты заработной платы работнику за период временной нетрудоспособности менее трех дней при отсутствии листка нетрудоспособности, которые в последнее время практикуют многие компании, включать в расходы, учитываемые при исчислении налога на прибыль, Минфин России не разрешил.

 Письмо Минфина России от 21.05.2010 № 03-03-06/1/346

Для учета расходов на приобретение товарно-материальных ценностей, в том числе если их доставку осуществляет организация-экспедитор, одной накладной недостаточно.
По мнению Минфина России, накладная (в том числе накладная на выдачу), представляемая налогоплательщику вместе с доставленным грузом, является одним из документов, подтверждающих расходы на приобретение ТМЦ в целях налогообложения прибыли. Кроме того, налогоплательщик должен иметь иные документы, способные подтвердить такие расходы, в частности договор и счета.

  Письмо Минфина России от 19.05.2010 № 03-02-07/1-244

Вопрос списания безнадежной к взысканию недоимки по налогам и задолженности по пеням и штрафам может быть решен в ближайшее время. Соответствующий законопроект уже принят Госдумой в первом чтении.
Минфин России сообщает о том, что принимаемый законопроект вносит изменения в часть первую НК РФ в части урегулирования задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов. В частности, в ст. 59 НК РФ будет установлен исчерпывающий перечень оснований признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию. Одним из таких оснований будет являться наличие вступившего в силу решения суда об утрате возможности на их взыскание в связи с истечением установленного срока взыскания (отказ суда в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам).
В соответствии с действующим законодательством решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности принимается только в отношении ликвидированных организаций. Других оснований для списания числящейся за организацией недоимки, взыскание которой невозможно, не предусмотрено (постановление Правительства РФ от 12.02.2001 № 100).

 Письмо ФНС России от 25.05.2010 № ШС-37-3/2379@
«О порядке уплаты налога с доходов иностранной организации»


Налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в РФ, исчисляется и удерживается российской или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в РФ через постоянное представительство, выплачивающими доход иностранной организации, при каждой выплате доходов, указанных в п. 1 ст. 309 НК РФ, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 310 НК РФ, в валюте выплаты дохода (п. 1 ст. 310 НК РФ).
Сумма удержанного налога перечисляется налоговым агентом в федеральный бюджет в валюте РФ одновременно с выплатой дохода.
При этом пересчет налога, исчисленного в иностранной валюте, в валюту РФ осуществляется по официальному курсу ЦБ РФ на дату уплаты налога (п. 5 ст. 45 НК РФ).
Соответственно разделом 1 Инструкции по заполнению формы налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов, утвержденной приказом МНС России от 03.06.2002 № БГ-3-23/275, предусмотрено, что если налог удержан налоговым агентом в иностранной валюте, а его перечисление в бюджет производилось в российских рублях, то в графе 9 налогового расчета (информации) указывается рублевый эквивалент удержанной суммы налога, определяемый по курсу ЦБ РФ, действовавшему на дату перечисления налога в бюджет и отражаемому в графе 12.

  Письмо ФНС России № КЕ-37-1/1960@, Сбербанка России № 10-1959 от 20.05.2010

С 1 июня 2010 г. физические лица при перечислении налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации должны использовать новые бланки платежных документов.
Изменения затронули формы № ПД (налог), ПД-4сб (налог) и заявления физического лица на перевод денежных средств, утвержденные письмом МНС России и Сбербанка России от 10.09.2001 № ФС-8-10/1199/04-5198 «О новых бланках платежных документов на перечисление налогоплательщиками — физическими лицами налогов (сборов), пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации: форма № ПД (налог) и форма № ПД-4сб (налог)».
Напомним, что форму № ПД (налог) заполняют налоговые органы. Она направляется налогоплательщикам — физическим лицам вместе с налоговым уведомлением (ст. 52 НК РФ) или требованием об уплате налога (ст. 69 НК РФ), а также выдается при обращении налогоплательщика в налоговые органы.
  Указанные бланки платежных документов предназначены для уплаты платежей в структурных подразделениях Сбербанка России и являются документами, подтверждающими факт приема платежей физических лиц.

Государственное регулирование

Федеральный закон от 31.05.2010 № 109-ФЗ
«О внесении изменений в статьи 12 и 14 Федерального закона „О лицензировании отдельных видов деятельности“»


С 10 до 100 руб. увеличен размер платы за предоставление гражданам и организациям информации, содержащейся в реестре лицензий, в виде выписок о конкретных лицензиатах. Техническая корректировка внесена в нормы о лицензионном контроле. Лицензирующие органы при проведении проверок соблюдения лицензиатами требований и условий лицензирования должны руководствоваться нормами нового Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Ранее действовавший Федеральный закон от 08.08.2001 № 134-ФЗ утратил силу с 1 мая 2009 г.

Федеральный закон от 31.05.2010 № 108-ФЗ
«О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»


Устанавливается административная ответственность за нарушения прав граждан и организаций на информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях внесены в связи с принятием Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
В частности, КоАП РФ дополнен двумя новыми статьями: 13.27 «Нарушение требований к организации доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и ее размещению в сети Интернет» и 13.28 «Нарушение порядка предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
Вступил в силу с 1 июля 2010 г.

  Постановление Правительства РФ от 31.05.2010 № 376
«О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. № 109»


Установлены правила перехода к регулированию тарифов на электрическую и тепловую энергию с применением метода доходности инвестированного капитала.
  Данные нормы предназначены для организаций, осуществляющих деятельность в рамках которой расчеты за поставляемую продукцию (услуги) осуществляются по тарифам (ценам), которые подлежат государственному регулированию. Организации, в отношении которых ФСТ России приняла решение о переходе к регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, должны формировать валовую выручку исключительно методом доходности инвестированного капитала.

 Приказ ФАС России от 20.04.2010 № 189
«О внесении изменений в Приказ ФАС России от 17.04.2008 № 129»


Уточнена форма представления антимонопольному органу сведений при обращении с ходатайствами и уведомлениями. Данные сведения подаются в ФАС России на основании ст. 27—31 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Речь идет о случаях создания и реорганизации коммерческих организаций, сделках с их акциями (долями), имуществом и правами, а также с акциями (долями), активами финансовых организаций и правами в отношении них.
Приказ расширяет перечень информации, подаваемой при слиянии и присоединении коммерческих организаций. В проекте договора необходимо указывать порядок конвертации акций обществ. Дополнения внесены в перечень сведений об организации, акциями (долями) и (или) имуществом которой оплачивается уставный капитал создаваемой коммерческой организации, а также информацию о приобретателях, получателях, учредителях, о создаваемом обществе, об обществах, участвующих в слиянии/присоединении, о хозяйственном обществе, акции, доли, основные производственные средства и (или) нематериальные активы которого приобретаются, и об обществе, права в отношении которого приобретаются.
Приказ зарегистрирован в Минюсте России 02.06.2010 № 17430 и вступает в силу по истечении десяти дней
после дня официального опубликования

  Приказ ФСФР России от 25.03.2010 № 10-21/пз-н
«Об утверждении Порядка организации электронного документооборота при представлении электронных документов с электронной цифровой подписью в Федеральную службу по финансовым рынкам»


Профессиональные участники рынка ценных бумаг смогут в ближайшее время представлять отчетность в территориальные органы ФСФР России в форме электронного документа с электронной цифровой подписью посредством телекоммуникационных каналов связи, в том числе через Интернет. Датой представления электронного документа в этом случае будет считаться дата, указанная в электронном документе с ЭЦП, отправленном ФСФР России участнику информационного обмена и подтверждающем его получение.
Документ зарегистрирован в Минюсте России 25.05.2010 № 17347 и вступает в силу по истечении десяти дней
после дня официального опубликования

  Письмо Ростехнадзора от 02.02.2010 № 00-07-12/308 
«О паспортизации опасных отходов»


Индивидуальные предприниматели и организации, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение отходов к конкретному классу опасности.
Обращаться за паспортизацией отходов 1—4-го классов опасности такие заявители должны в территориальные органы Ростехнадзора. Паспортизацию отходов 5-го класса Ростехнадзор не осуществляет.
Правила подачи документов и прохождения паспортизации прописаны в Порядке организации работы по паспортизации опасных отходов, утвержденном приказом Ростехнадзора от 15.08.2007 № 570.
В частности, в состав информации, указанной в заявлении, должны входитьперечень отходов, полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование организации, в том числе фирменное, организационно-правовая форма, место нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ, идентификационный номер налогоплательщика, сведения о месте нахождения отдельной производственной территории.

Информационное сообщение Роспатента «О предоставлении доступа к материалам заявки в рамках действующих административных регламентов по изобретениям, полезным моделям и промышленным образцам»

Заинтересованные организации и граждане могут получить доступ к материалам заявки, включая переписку, только после принятия по ней решения о выдаче патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец и опубликования сведений о его выдаче.
Данное правило распространяется на заявки, поданные в соответствии с положениями соответствующего административного регламента Роспатента и после введения его в действие. Ознакомление с материалами заявки, поданной до введения в действие административных регламентов Роспатента, допустимо только в объеме опубликованных сведений о заявке или выдаче патента. Объем сведений, которые может получить заявитель, патенто­обладатель или его представитель из дела заявки, законодательно не ограничен.