— Николай Иванович, состоявшийся в середине июня Х Петербургский международный экономический форум еще раз убедительно показал, что Россия широко открывает двери перед иностранными инвестициями, приток которых даст ожидаемый результат лишь при создании надлежащих условий и на федеральном, и на региональном уровне. А как можно охарактеризовать состояние инвестиционного климата в вашей области?
— Думаю, что он вполне благоприятен для расширения сферы предпринимательства и выгодного вложения капитала. Впрочем, это не только мое мнение. Недавно международное агентство Fitch Rating присвоило нашему региону высокие рейтинги кредитоспособности в рублях и иностранных валютах, отметив его стабильность по долгосрочному прогнозу. При сборе данных эксперты учитывали развитую промышленную базу, которая является основой экономического роста и увеличения налоговых поступлений, низкое долговое обременение областного бюджета и ряд других факторов, свидетельствующих о больших потенциальных возможностях для инвесторов на территории области.
Мы со своей стороны даем инвесторам зеленый свет, совершенствуя соответствующую нормативно-правовую базу, которая в наибольшей степени определяет характер инвестиционного климата. В течение двух минувших лет сложилась достаточно стройная система его законодательного обеспечения, основа которой — областные законы о регулировании инвестиционной деятельности, о порядке предоставления кредитов из областного бюджета юридическим лицам, о налоге на имущество организаций, а также о регулировании земельных отношений. В рейтинге инвестиционной привлекательности регионов, составленном агентством «Эксперт РА», наша область по уровню законодательного риска второй год удерживает пятую позицию, опережая более развитые регионы, включая Краснодарский край, нормативно-правовая база которого в данной сфере признана одной из лучших в России.
— Означает ли это, что зарубежный капитал уже занял в экономике области определенную нишу?
— Судите сами. За 2004—2005 годы объем иностранных инвестиций составил около 17 млн, в том числе прямых — 9,3 млн долларов. Это вдвое, а по объему прямых инвестиций почти вчетверо больше, чем за предшествующий трехлетний период. В числе наших партнеров по масштабным инвестиционным проектам можно назвать компанию Amtel Holdings Holland B. V., материальные вложения которой позволили кировскому ОАО «Шинный комплекс «Амтел-Поволжье» в минувшем году по сравнению с предыдущим более чем на 70 процентов увеличить объемы производства. При поддержке правительства области здесь реализуется крупный проект по организации выпуска радиальных шин высокого качества. Благодаря этому предприятие в 1,4 раза превзошло проектную мощность, создало более 400 новых рабочих мест.
В результате сотрудничества со шведской фирмой «ИКЕА» ООО «Домостроитель» оснащено современным оборудованием для выпуска мебели из массива древесины на уровне мировых стандартов, что позволило довести годовой объем экспортных поставок продукции до 50 млн долларов. В прошлом году к нам «пришла» крупнейшая среди европейских производителей бытовой техники итальянская компания Candy Group, которая стала собственником кировского завода «Веста», и уже сегодня здесь начинается выпуск стиральных машин нового поколения.
— Имеются, очевидно, и планы расширения такого сотрудничества?
— Конечно. Не без участия иностранного капитала начнется строительство завода, подобного которому нет ни в нашей стране, ни в странах СНГ и Восточной Европы. Он будет выпускать препараты, применяемые в трансфузиологии и медицине катастроф. Параллельно будет создана сеть стационарных пунктов забора донорской крови. Более чем в 1 млрд долларов оценивается проектируемый сейчас целлюлозно-бумажный комбинат. Для привлечения инвестиций на его строительство сегодня ведем переговоры с австрийскими, финскими, шведскими компаниями. Есть и большое желание заинтересовать зарубежных инвесторов проектом создания биотехнологического комплекса на основе областных научных организаций и достаточно мощных производств этого профиля.
Стремясь к увеличению притока капиталов, придаем большое значение взаимодействию с крупными российскими кредитными организациями, которые связаны с финансовыми ресурсами, размещенными не только в России, но и за рубежом. Правительством области заключены соглашения о сотрудничестве с Внешэкономбанком, Импэксбанком, Сбербанком, Банком Москвы, банками «Петрокоммерц» и «Хлынов». Впервые выпустили облигации государственного займа области на 400 млн рублей. На торгах наши бумаги были раскуплены потенциальными инвесторами в считанные минуты. Разработали целевую программу «Кировская область и развитие финансового рынка в период с 2006 по 2008 год». Все это, на наш взгляд, важные шаги в формировании целостной инвестиционной политики.
— Чем-то она отличается от политики, проводимой в других регионах, может быть, есть какие-нибудь особенности?
— Полагаю, такой особенностью можно назвать систему государственной поддержки, которую мы оказываем за счет областного бюджета частным инвесторам в рамках реализации разработанной на 2002—2007 годы целевой программы «Повышение инвестиционной привлекательности Кировской области». Региональное законодательство предусматривает предоставление господдержки наиболее перспективным инвестиционным проектам на основе конкурсных отборов в разных формах. Это могут быть государственные гарантии, бюджетный кредит, субсидии на покрытие части процентной ставки по привлекаемым кредитным ресурсам, обеспечение залогом инвестиционных ресурсов, налоговая льгота. В частности, введена шкала понижения ставок налога на имущество организаций обратно пропорционально увеличению капиталовложений налогоплательщика в модернизацию существующих и создание новых основных фондов. С будущего года планируем перейти от конкурсной процедуры к заявительной форме предоставления налоговых льгот, при которой предприятие может получить их по факту ввода в действие новых мощностей.
— Очень любопытно. А как проводятся конкурсные отборы?
— Их ежегодно организует консультативный совет по инвестиционной политике при правительстве области. Он рассматривает заявки от акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, других субъектов инвестиционной деятельности, руководствуясь прежде всего комплексной оценкой экономической и социальной эффективности представленных ими инвестиционных проектов, соответствием конкурсной документации предъявляемым требованиям. Во внимание принимаются также результаты проверки финансового положения заявителей.
По итогам отбора совет вносит предложения в правительство области, которое определяет объем финансовых средств, необходимых для поддержки проектов — победителей конкурсного отбора, на текущий год с последующим формированием бюджета на очередной финансовый год.
— Многие ли изъявляют желание прибегнуть к господдержке?
— В конкурсных отборах в 2003—2006 годах приняли участие 77 субъектов инвестиционной деятельности. С каждым годом их число увеличивается. Пропорционально растут и суммы, выделяемые для оказания господдержки. В 2002—2003 годах ее объем составил 3,2 млн рублей, в 2004—2005-м — 23,7 млн, а в текущем году достигнет 80 млн рублей.
— Насколько же оправданно такое расходование бюджетных средств?
— Более чем оправданно. Ведь затраты идут на развитие действующих производств, наращивание выпуска и улучшение качества продукции, следовательно, в конечном итоге способствуют расширению налогооблагаемой базы и увеличению выплат в областной бюджет. В 2005 году, например, каждый рубль, направленный на поддержку инвестиционной деятельности, обеспечил 10 рублей прироста налоговых поступлений, и в целом ее бюджетная эффективность выразилась в 134,5 млн рублей против 95,9 млн в 2004 году.
Только в текущем году предполагаемый объем капиталовложений по проектам, победившим в конкурсном отборе, составит примерно 1,2 млрд рублей. По темпам прироста освоенных инвестиций наша область значительно опережает средние показатели по Приволжскому федеральному округу и по России. За 2004—2005 годы объем вложений в основной капитал увеличился к уровню 2003 года в полтора раза. В текущем году мы планируем поднять его еще на 17%. Залог экономического развития региона — в стабильном росте инвестиций, вследствие чего повысится уровень жизни населения. А более приоритетной задачи, чем эта, у правительства области нет.
О нашем собеседнике
Н. И. Шаклеин родился в семье вятских крестьян в 1943 году. Трудился рабочим на кировском машиностроительном заводе имени 1 Мая. Окончив юридический факультет Пермского госуниверситета, с 1971 года работал в органах прокуратуры, где прошел путь от стажера до заместителя Генерального прокурора Российской Федерации. Был первым заместителем главы администрации Кировской области, затем — депутатом Государственной Думы РФ 2-го и 3-го созывов. Входил в депутатскую группу «Регионы России», являлся заместителем председателя Комитета по государственному строительству, с 1998 по 2003 год был членом Парламентской ассамблеи Совета Европы. Одержав убедительную победу на выборах, в январе 2004 года вступил в должность губернатора Кировской области. С августа 2005 года состоит в партии «Единая Россия». Имеет звания заслуженного юриста РФ и почетного работника Прокуратуры СССР.