Таможенный кодекс Таможенного союза — еще не действует, но уже изменен

| статьи | печать

Федеральным законом от 02.06.2010 № 114-ФЗ Россия ратифицировала договор о Таможенном кодексе Таможенного союза, но незадолго до этого протоколом от 16.04.2010 в Таможенный кодекс Таможенного союза были внесены изменения. Остановимся на существенных моментах нового кодекса, откорректированного протоколом.

Приоритет союза

Основы нормативного регулирования в Таможенном союзе установлены ст. 1 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТК ТС).

Так, прежняя редакция ч. 2 ст. 1 ТК ТС гласила, что таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, — в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза.

Такое определение не устанавливало четких границ между союзным и национальным законодательствами, а также содержало только намек на приоритет союзного нормотворчества. Этот недочет был устранен. Теперь согласно ч. 2 ст. 1 ТК ТС таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, — в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза, но только до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства Таможенного союза.

Для целей установления приоритета законодательства Таможенного союза было внесено и дополнение в ч. 2 ст. 3 ТК ТС, согласно которому таможенное законодательство Таможенного союза действует на всей таможенной территории Таможенного союза, а если в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с законодательством государства — члена Таможенного союза, то такое законодательство действует на территории только этого государства.


Реестры лиц околотаможенной инфраструктуры

Добавлены два новых основания для исключения из реестров таможенных представителей (ст. 14 ТК ТС), таможенных перевозчиков (ст. 20 ТК ТС), владельцев СВХ (ст. 25 ТК ТС), владельцев таможенных складов (ст. 30 ТК ТС) и владельцев магазинов беспошлинной торговли (ст. 35 ТК ТС). Это более чем очевидные основания (они также приведены в ст. 22 ТК РФ):

— ликвидация юридического лица в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза;

— реорганизация юридического лица, за исключением случаев, установленных законодательством государств — членов Таможенного союза.


Уполномоченные экономические операторы

Напомним, что уполномоченные экономические операторы — это новый для России институт. Таковыми согласно ст. 38 ТК ТС признаются юрлица, которым разрешено использовать упрощенные процедуры (хранить товар на своем складе, выпускать товар до подачи ГТД и прочие, перечисленные в ст. 41 ТК ТС).

Для уполномоченных экономических операторов подкорректировали положения о внесении обеспечения.

Итак, согласно прежней редакции подп. 1 ст. 39 ТК ТС для получения льгот по таможенному оформлению уполномоченные экономические операторы обязаны предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов на сумму, эквивалентную не менее чем 1 млн евро.

Такая формулировка допускает различные трактовки. Например, одни считали, что обеспечение должно быть не менее 1 млн евро, но может быть и больше, если сама страна — участница Таможенного союза это установит.

Это разночтение устранено. Теперь в ст. 39 ТК ТС четко сказано, что уполномоченный экономический оператор обязан предоставить обеспечение на сумму, эквивалентную 1 млн евро.

Предусмотрено и исключение из этого правила. Согласно дополнению к ст. 39 ТК ТС экспортеры товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, при их соответствии критериям, определенным решением Комиссии Таможенного союза, должны предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную 150 000 евро.


Страна происхождения товаров

Вопросы определения страны происхождения товаров отдали на откуп национальным законодательствам. Так, прежняя редакция ч. 3 ст. 58 ТК ТС гласила, что определение страны происхождения товаров осуществляется в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза, регулирующими правила определения страны происхождения товаров.

С этой целью были подписаны соглашения между правительствами РФ, Республики Беларусь и Республики Казахстан от 25.01.2008 «О единых правилах определения страны происхождения товаров» и от 12.12.2008 «О правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран».

Однако в соответствии с новой редакцией указанной нормы определение страны происхождения товаров, происходящих с территории государства — члена Таможенного союза, осуществляется в соответствии с законодательством такого государства — члена Таможенного союза, если иное не установлено международными договорами.

Иными словами, если товар происходит с территории страны — участницы Таможенного союза, то страна его происхождения определяется законодательством этого государства. Если же товар иностранный, то его страна происхождения определяется в соответствии с подписанными международными соглашениями.


Таможенная стоимость

При ввозе товаров на территорию Таможенного союза их таможенная стоимость определяется в соответствии с договором стран-участниц. А вот при вывозе — в соответствии с законодательством государства — члена Таможенного союза, таможенным органом которого выпущены товары (ч. 1 ст. 64 ТК ТС).

Как видно, выпуск товара в данном случае сформулирован как законченное действие, в то время как таможенная стоимость определяется до выпуска. Налицо определенное противоречие.

Кроме того, что считать выпускающим таможенным органом? Таможню, оформившую транзит на границе, или внутреннюю таможню другого государства, которая осуществляет основное оформление?

В этот пункт внесено уточнение: теперь таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории Таможенного союза, определяется в соответствии с законодательством государства — члена Таможенного союза, таможенному органу которого производится таможенное декларирование товаров.


Авансовые платежи

Этот понятный и привычный институт также был изменен. Согласно прежней редакции ч. 1 ст. 73 ТК ТС авансовыми платежами признавались денежные средства, уплаченные и не идентифицированные плательщиком в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров, если уплата таких платежей предусмотрена законодательством государств — членов Таможенного союза.

Теперь же авансовыми платежами признаются денежные средства, внесенные в счет уплаты предстоящих вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и не идентифицированные плательщиком в разрезе конкретных видов и сумм вывозныхтаможенных пошлин, налогов, таможенных сборов в отношении конкретных товаров, если уплата таких платежей предусмотрена законодательством государств — членов Таможенного союза.

Иными словами, теперь авансовые платежи возможны только при вывозе товаров.


Срок оформления товаров

Союзное законодательство предусматривает сокращение сроков выпуска товаров. Согласно действующему российскому законодательству (ч. 1 ст. 152 ТК РФ) срок выпуска составляет три рабочих дня, а согласно ч. 1 ст. 196 ТК ТС выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации.

Но и этого оказалось мало. Срок выпуска товаров сокращен до минимума — теперь он составляет всего один рабочий день, следующий за днем регистрации таможенной декларации (при применении предварительного таможенного декларирования товаров этот срок исчисляется со дня, следующего за днем предъявления товаров таможенному органу, зарегистрировавшему таможенную декларацию).

А выпуск вывозимых товаров (помещаемых под таможенную процедуру экспорта или под таможенную процедуру временного вывоза), к которым не применяются вывозные таможенные пошлины (перечень таких товаров определяется Комиссией Таможенного союза), и вовсе должен быть завершен не позднее четырех часов с момента регистрации декларации на товары, а если декларация на товары зарегистрирована менее чем за четыре часа до окончания времени работы таможенного органа, то выпуск должен быть завершен не позднее четырех часов с момента начала времени работы этого таможенного органа.

Правда, как и в предыдущей редакции ТК ТС, сейчас срок выпуска товаров может быть продлен с письменного разрешения руководителя таможенного органа до десяти рабочих дней.


Условный выпуск

«Утром стулья, вечером деньги» — взаимодействовать с таможней по такой схеме не отказался бы ни один участник ВЭД.

Неким подобием этого является институт условного выпуска — товар отдается декларанту, но пользование товаром ограничено до исполнения декларантом всех обязательств перед таможней.

Какие это обязательства?

Предыдущая редакция ч. 1 ст. 200 ТК ТС называет только одно основание условного выпуска — это предоставление льгот по уплате ввозных таможенных пошлин или налогов.

Но практика знает больше обязательств, допускающих передачу товара декларанту. Новая редакция указанной нормы включила два случая условного выпуска:

— товар выпускается до представления лицензии, сертификата, разрешения или иного документа, необходимого для выпуска товаров;

— государством — членом Таможенного союза применяются ставки ввозных таможенных пошлин, размер которых меньше, чем размер ставок ввозных таможенных пошлин, установленных Единым таможенным тарифом.

В первом случае условно выпущенные товары запрещены к передаче третьим лицам любым способом — путем их продажи, отчуждения и проч. А в случаях, когда ограничения на ввоз указанных товаров установлены в связи с проверкой качества и безопасности этих товаров, запрещается и их использование (эксплуатация, потребление) в любой форме.

Во втором же случае условно выпущенные товары могут использоваться, но только в пределах территории государства — члена Таможенного союза, таможенным органом которого осуществлен их выпуск.

Для приобретения статуса товаров Таможенного союза (в действующих терминах — статуса товаров, выпущенных для свободного обращения) условно выпущенные товары не требуется повторно помещать под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Достаточно просто исполнить обязательство — уплатить таможенные пошлины при предоставлении отсрочки, представить необходимые документы или уплатить ввозные пошлины в размере разницы сумм ввозных таможенных пошлин, исчисленных по ставкам ввозных таможенных пошлин, установленных Единым таможенным тарифом.


Временный ввоз

При временном ввозе товаров таможенные пошлины либо не уплачиваются совсем, либо предоставляется частичное условное освобождение от уплаты пошлин — за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров на таможенной территории Таможенного союза уплачивается 3% суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в день регистрации таможенной декларации, поданной для помещения таких товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска).

А что если временно ввезенный товар решат оставить насов­сем? Тогда он помещается под процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Пошлины же и налоги уплачиваются в размере разницы исчисленных сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, и таможенных пошлин, налогов уже в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза.

Но помимо этого с сумм подлежащих уплате ввозных таможенных пошлин и налогов должны быть уплачены и проценты, как если бы в отношении этих сумм была предоставлена отсрочка (рассрочка) их уплаты. И здесь важно понять, с какой даты отсчитывать такую отсрочку.

Согласно прежней редакции ч. 3 ст. 284 ТК ТС этот срок отсчитывается со дня регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза, до дня регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Но с момента регистрации декларации до момента помещения товара под таможенную процедуру может, как говорилось выше, пройти до десяти дней. Неужели и за это время, когда декларант не может использовать товар, он обязан уплатить проценты? Такое положение посчитали несправедливым и внесли изменения.

Согласно новой редакции ч. 3 ст. 284 ТК ТС при выпуске для внутреннего потребления ранее временно ввезенных товаров уплачиваются проценты со дня применения полного условного или частичного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов. А для отдельных категорий временно ввозимых товаров Комиссия Таможенного союза вправе определять случаи, когда проценты вовсе не уплачиваются.