Другой закон с поправками в Закон № 94-ФЗ уже принят Госдумой и направлен в Совет Федерации. Его содержание также очень интересно.
Нужна документация — пишите
По действующим нормам условием представления конкурсной документации всем заинтересованным лицам является их письменное заявление. Оно может быть подано в том числе в электронной форме (п. 3 ст. 23 Закона № 94-ФЗ).
Предлагается исключить возможность подать такое заявление, а наряду с ним и запрос о разъяснении положений конкурсной документации в форме электронного документа.
Странное «изъятие», учитывая, что широкое использование электронного документооборота — одно из достоинств Закона № 94-ФЗ, а оперативность перемещения традиционной почты трудно сравнить с электронной. Попробуем спрогнозировать последствия такого изменения.
В законе предусмотрено, что конкурсная документация размещается на официальном сайте с бесплатным доступом одновременно с размещением извещения о проведении открытого конкурса. При этом конкурсная документация, размещенная на сайте, должна соответствовать конкурсной документации, представляемой по запросу (п. 1 и 4 ст. 23 Закона № 94-ФЗ). Соответственно любой желающий может ознакомиться с ней в Интернете.
Вправе ли потенциальный участник претендовать на участие в конкурсе, ознакомившись с конкурсной документацией на официальном сайте? Минэкономразвития России в письме от 25.05.2006 № Д07-997 ответило положительно.
В таком случае следует помнить, что изменения в конкурсную документацию предстоит отслеживать самостоятельно на сайте. Ведь изменения заказчик обязан направить в течение пяти рабочих дней заказным письмом или в форме электронных документов только тем участникам размещения заказа, которым конкурсная документация была представлена по их письменному запросу (п. 3 ст. 24 Закона № 94-ФЗ и постановление ФАС Поволжского округа от 27.04.2007 по делу № А65-18066/2006-СГ3-28).
обратите внимание
Направление заявления о получении конкурсной документации посредством факсимильной связи в ст. 23 Закона № 94-ФЗ не предусмотрено. Поэтому непредставление документации по запросу, направленному факсимильным сообщением, не будет считаться нарушением законодательства о размещении заказов (письмо Минэкономразвития России от 17.04.2009 № Д05-1938).
Меры обеспечения контракта: исключить страхование ответственности
Из перечня способов обеспечения исполнения контракта предлагается исключить страхование ответственности по контракту.
Данный способ обеспечения по сравнению с другими (банковской гарантией и залогом денежных средств) для участников наиболее прост в оформлении и более выгоден. Банковская гарантия обходится дороже договора страхования, и получить ее сложнее. Залог денежных средств не всегда возможен, так как предполагает вывод крупной суммы из оборота компании на срок действия контракта.
Почему же этот способ предлагается исключить?
Все прозаично: он неудобен самим госзаказчикам.
Дело в том, что в силу неразвитости института страхования ответственности по госконтрактам (это российская новация, не имеющая аналогов за рубежом) возникают сложности с получением страховых выплат.
Причина — неразвитость положений Закона № 94-ФЗ в части страхования. Так, отсутствуют:
-
перечень страховых рисков;
-
требования к страховым компаниям;
-
условия страхования ответственности по контракту.
Право признания страхового случая принадлежит страховщикам, а это не в интересах госзаказчиков. В итоге, когда страховщики отказывают в выплате страхового возмещения, добиться в судебном порядке выплаты зачастую проблематично.
Но вместо того, чтобы совершенствовать законодательство в этой части на основании накопленного опыта, предлагается пойти по пути наименьшего сопротивления и перефразировать известное высказывание: «Нет нормы — нет проблемы».
Думается, что с такой политикой желающих включиться в торги с государством станет намного меньше. Вот только за счет кого? За счет малого и среднего бизнеса, для которого в современной экономической ситуации страхование ответственности во многих случаях было единственно доступным способом обеспечения госконтракта.