По запросу Комитета Госдумы по промышленности специалисты «Автосельхозмаш-холдинга» представили аналитическую записку, в которой утверждают, что подготовленная Минпромторгом России Стратегия развития автопрома России до 2020 г. не работает и вряд ли заработает, если не внести в нее существенные коррективы.
Стратегия была одобрена правительством еще в апреле, но обсуждение программы, подготовленной по запросу Минпромторга аналитиками компании Boston Consulting Group, продолжается. В июле ее вновь рассмотрели в экспертном совете Комитета Госдумы по промышленности на основании материалов «АСМ-холдинга».
Стратегия не предусматривает создания сильного национального автопрома, способного обеспечить порядка миллиона рабочих мест и внести существенный вклад в российский ВВП. Так что говорить о восстановлении автопроизводства в России преждевременно, считает заместитель гендиректора «АСМ-холдинга» Александр Ковригин.
Возросли объемы «отверточной» сборки. По промсборке успехи скромнее. Да и в тех случаях, когда заводы работают по системе промсборки, локализация невелика. В рублевом эквиваленте она составляет не более 8—9%.
Аналитики «АСМ-холдинга» отмечают серьезный недостаток стратегии. При подготовке в 2005 г. постановления о локализации чиновники допустили серьезную ошибку — дали льготы при производстве от 25 000 автомобилей. Это беспрецедентный для мировой практики шаг. Во всех цивилизованных странах льготы предоставляются для производств с ежегодным объемом от 300 000. То есть делать можно и 10 000 и 15 000 машин в год, но за свои деньги. При этом в Китае или Бразилии ставилась задача практически полностью локализовать производство. Причем, подчеркивает А. Ковригин, если бы стояла планка в 300 000 машин в год, скорее всего в Россию пришли бы не более трех-четырех производителей. Может быть, Toyota, Volkswagen, Renault. Но построили бы полнокровные заводы. А в идеале они пришли бы в действующие предприятия — в ВАЗ, ГАЗ. В результате в России 14 производителей, которые работают только на российский рынок. Но они не ставят задачи создавать здесь новую технику, не планируют экспорт.
Аналитики предостерегают от следующей ошибки. В стратегии развития автопрома до 2020 г. проговаривается вопрос создания кластеров автомобильных комплектующих. Это может привести к еще одному поколению «отверточной» сборки, правда, уже на уровне компонентов. Поэтому, считают эксперты, следует обратить внимание на смежные отрасли. Стратегия, подчеркивают авторы аналитической записки, должна предусматривать комплексное развитие всего гражданского машиностроения. Особое внимание необходимо уделить малым предприятиям. На Западе большинство предприятий, выпускающих детали для автозаводов, обслуживают по 100—200 человек (известно, что одно рабочее место на автозаводе создает 12—16 рабочих мест на смежных предприятиях). Именно на таких предприятиях работает средний класс. В России же немногочисленный средний класс работает в торговле, страховом или банковском бизнесе.