Правительство РФ приняло документ, который придает силу гарантиям в области налогообложения резидентам особой экономической зоны в Калининградской области (далее — ОЭЗ).
Это Методика расчета величины совокупной налоговой нагрузки на день начала реализации резидентом особой экономической зоны в Калининградской области инвестиционного проекта и порядок установления (фиксации) факта увеличения этой величины, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 23.06.2006 № 391 (далее — Методика расчета).
Положение инвесторов не ухудшится
Федеральный закон от 10.01.2006 № 16-ФЗ «Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» (далее – Закон об ОЭЗ) гарантирует бизнесменам, что в случае, если принятые федеральные законы и (или) иные нормативные правовые акты приводят к увеличению совокупной налоговой нагрузки на резидента или устанавливают режим запретов и ограничений в отношении осуществления капитальных вложений по сравнению с совокупной налоговой нагрузкой и режимом, действовавшими в соответствии с российским законодательством на день начала финансирования резидентом инвестиционного проекта, вновь принятые федеральные законы и иные нормативные правовые акты не будут применяться в отношении резидента, осуществляющего реализацию инвестиционного пр\оекта, в течение срока, на который была создана ОЭЗ в Калининградской области (25 лет) (п. 1 ст. 6 Закона об ОЭЗ).
Проще говоря, если после того, как компания была внесена в реестр резидентов ОЭЗ, налоговое законодательство изменилось таким образом, что ее положение компании ухудшилось, резидент все равно имеет право платить налоги так, как будто законодательство не менялось. Исключение из этого правила составляют акцизы, НДС и взносы в Пенсионный фонд РФ. По ним подобных гарантий инвесторам не предоставляется.
Точка отсчета
В соответствии с Методикой расчета резидент Калининградской ОЭЗ самостоятельно исчисляет величину совокупной налоговой нагрузки в отношении деятельности, связанной с реализацией инвестиционного проекта.
Для того чтобы определить, ухудшилось ли положение коммерческой организации в связи с изменением законодательства, необходимо найти «отправную точку», сравнение с которой покажет, стало ли хуже положение резидента в результате принятия законодательных поправок или осталось неизменным (а возможно, даже улучшилось). Закон считает такой отправной точкой день начала финансирования резидентом инвестиционного проекта.
В Методике расчета это понятие формулируется несколько по-иному — «день начала реализации резидентом инвестиционного проекта». Однако можно предположить, что оба этих термина равнозначны.
Методика расчета устанавливает, что день начала реализации проекта определяется на основании графика осуществления ежегодного объема инвестиций, предусмотренного инвестиционной декларацией.
Жалуйтесь в администрацию
Доказать, что новый Закон увеличил налоговую нагрузку, резидент сможет только после того, как на протяжении какого-то времени будет платить налоги по новым правилам.
В Методике расчета приводятся формула, по которой резиденты должны исчислять величину совокупной налоговой нагрузки за календарный год (часть года), в котором началась реализация инвестиционного проекта, а также порядок установления факта увеличения величины совокупной налоговой нагрузки (см. ст. "Агент «НДФЛ».Не «007», но тоже круто").
Резидент, который в результате этих подсчетов обнаружил, что новый Закон или иной нормативный акт ухудшил его положение, направляет заявление в администрацию ОЭЗ и в Управление ФНС по Калининградской области. В нем он указывает, какой именно нормативный акт привел к увеличению налогового бремени. К заявлению прилагаются расчет увеличения величины совокупной налоговой нагрузки, а также данные бухгалтерской и налоговой отчетности.
Администрация ОЭЗ, получив соответствующее заключение налоговой службы, не позднее 60 дней с даты представления резидентом заявления, должна дать ответ: действительно ли произошло увеличение величины совокупной налоговой нагрузки. Этот ответ направляется резиденту.
Если решение администрации было отрицательным (то есть чиновники решили, что увеличения налогового бремени не произошло и спорный нормативный акт может применяться в отношении резидента), заявитель имеет право обжаловать его в судебном порядке.