Когда «Большая семерка» принимала в свою компанию «друга Бориса», ее респектабельные члены, видно, не предполагали, что довольно скоро в «восьмерке» окажется Россия. И далеко не та, какой она рисовалась в головах западных политиков. Образно говоря, из теннисиста она превратилась в дзюдоиста. Теперь вот терпи приемчики…
Нет, с приемом членов «восьмерки» в Санкт-Петербурге все будет нормально – мы народ хлебосольный. Во всяком случае, угощать высоких гостей грузинским вином не станем. Русская водка – напиток позабористее, но и на пьяные разборки рассчитывать широкой публике не стоит. Внешне все будет выглядеть как и положено среди воспитанных людей. Тем более что по общему заключению побывавших у нас «гонцов» – министров финансов, затем глав внешнеполитических ведомств стран – участниц саммита, спектакль отрепетирован достойно. Однако по внутреннему содержанию эта пьеса все же станет не комедией, а скорее драмой.
За время, что Россия председательствует в «восьмерке», многие на Западе немало чего вылили на ее голову. Вплоть до выводов, что в председателях столь элитного клуба наша страна не по чину и вообще поездку в Северную столицу надо бойкотировать. Оно, конечно, так – до многих высоких стандартов западных демократий мы еще не доросли. Правда, блюсти их кристальную чистоту тоже удается не всем членам из семи достойнейших. А главное, тема мировой энергобезопасности, внесенная Россией в повестку нынешнего обсуждения, – не тот вопрос, который можно решать без нелюбимого восьмого собеседника.
Припомним, что особенно остро эту проблему европейцы прочувствовали минувшей зимой, когда в некоторых странах континента стала ощущаться нехватка российского газа. С озноба ли, но крайним в общественном мнении Запада решили сделать «Газпром», предпочтя не замечать, что несанкционированный отбор производили его «оранжевые» украинские союзники на своем участке «трубы». Ну да ладно, проехали. Важно, что это стало поводом для серьезных раздумий. А потом и международных дебатов о том, как сделать систему энергообеспечения стабильнее. Тем более что эта проблема гораздо шире вопроса бесперебойного отопления европейских квартир.
Сколько бы ни говорили о будущих альтернативных источниках энергии, еще многие годы экономика мира будет стоять на углеводородах: нефти, газе, угле. Между тем мировой ВВП продолжает увеличиваться (прирост прошлого года – 4,5%) и кроме главных потребителей энергоресурсов – США, Западной Европы, Японии – все больший аппетит проявляют новые быстро растущие экономики. Уже сегодня ежедневная нехватка нефти на мировом рынке составляет около 2 млн баррелей. В этих условиях цена 70 долларов за баррель предельной не выглядит, и в перспективе борьба за дефицитный кусок «энергопирога» лишь усилится.
Но штука в том, что сильно задранные цены не выгодны никому. Западные специалисты уже сейчас предупреждают: дальнейшее подорожание начнет серьезно тормозить мировую экономику. К тому же рынок энергетических товаров очень нервно реагирует на каждый чих. Условно говоря, решат партизаны какой-нибудь нефтегазодобывающей страны повесить «калашниковы» на гвоздики, и цены на энергорынке могут обвалиться.
Словом, энергобезопасность – отличная тема для «восьмерки». Судя по совместному заявлению ее министров финансов, Запад согласился с позицией России, что имеющиеся проблемы не надо валить только на страны — производители энергоресурсов. Глава же нашего Минфина вообще заявил, что «стабильность рынков теперь находится в ответственности энергопотребителей». Звучит резонно: желать стабильности и одновременно вести себя как слон в посудной лавке в важнейших регионах нефте- и газодобычи – вещи несовместимые.
Среди прочего министры призвали заинтересованные стороны «к всеобъемлющим действиям, направленным на облегчение инвестирования в энергосектор». Желание хорошее. Однако конкретные формы его реализации по-прежнему в тумане. Во всяком случае, об изменении позиций ничего не слышно. Припомним: когда зимой Европа стала недополучать российский газ, западные деятели стали требовать либерализации доступа их компаний к нашей «трубе» (почему не к украинской?). На что «Газпром» заявил, что по справедливости ему в обмен нужны равноценные доли в европейских газораспределительных сетях. В ответ началось: «шантаж», «политическое давление» и пр. Короче, перспектива оказаться «под колпаком» российского газового монополиста энтузиазма на Западе не вызвала.
Будем говорить прямо: на кону мировой экономики у России по большому счету остался лишь один сильный козырь — ее энергетические ресурсы. Сидеть же в сенях при «семерке», дожидаясь, когда там за дверью порешают вопросы мировых финансов и запустят к себе восьмого нелюбимого члена, – роль малопочетная. Великая страна должна иметь подобающее место в планетарном хозяйстве. Для этого-то наше государство и прибирает к рукам энергетические и другие экспортно сильные активы в расчете, что на равных «бодаться» за международные рынки с транснациональными гигантами смогут только такие монстры, как «Газпром».
Верна ли эта стратегия, рассудит время. Хочется лишь заметить, что ощущение величия – вещь приятная, но на хлеб ее не намажешь. За акулами мирового капитализма стоят не просто великие государства, но и сытые, довольные жизнью обыватели. К примеру, всем известно, что в капиталах крупнейших корпораций мира крутятся огромные деньги западных пенсионных фондов. И, надо признать, тамошние старички выглядят бодрячками.