«Газпром» не смог договориться с Туркменией о поставках газа в 2007 году и дополнительных закупках во втором полугодии.
Президент Туркмении предложил российской компании закупать газ по 100 дол. за тысячу кубометров. Нашу сторону это не устроило.
Конечно, для России ситуация развернулась не лучшим образом. У Туркмении, например, появляется возможность напрямую поставлять газ Беларуси, Молдове и ряду европейских стран.
От сложившейся ситуации, как отмечают наблюдатели, в первую очередь выигрывает Украина, которой Россия не стала увеличивать цену на поставку газа с 1 июля. Оно и понятно. На днях министр финансов Виктор Пинзеник выступил против предоставления НАК «Нефтегаз Украины» 1 млрд дол. для погашения долга перед «Росукрэнерго» и закачивания газа в подземные хранилища, поскольку бюджетом на 2006 год не предусмотрено таких расходов.
Более того, Украина грозит разорвать с Россией газовые договоренности. США в этом ее поощряют. Во всяком случае, американский посол в Украине Уильям Тейлор подверг критике схему поставок газа в Украину, которую «понять очень сложно потому, что она непрозрачна. Мы же все понимаем, что должны доверять тому, с кем подписываем контракт. Если у нас нет доверия к этому человеку, то этот контракт нельзя подписывать».
В то же время «Газпром» без дела не сидит и продолжает заключать долгосрочные контракты с газотранспортными системами Европы. Так восточногерманская газовая компания Verbundnetz Gas AG (VNG) подписалась на поставку газа с германской WIEH, принадлежащей на паритетных началах «Газпрому» и Wintershall. Срок действия контракта — 2014—2030 годы. В рамках договоренности WIEH поставит VNG около 90 млрд куб. м газа.