Дети, конечно, цветы жизни. Поначалу… А вот каких цветочков, а то и ягодок, от них ожидать, когда вырастут, в первую очередь зависит от родительских воспитательных усилий и желаний. Что мы хотим вложить в головы и души наших чад, кем хочется их видеть во взрослой жизни?
Этими вопросами озаботился Аналитический центр Юрия Левады и провел репрезентативный опрос в 128 населенных пунктах 46 российских регионов. Вот что из этого вышло.
Начнем, пожалуй, с главного. По прошествии шести лет с последнего такого исследования, мы, родители, в целом можем собой гордиться и вполне заслужили посещение зоопарка или хотя бы мороженного с шоколадкой. Судите сами, по большинству положительных качеств, которые мы желаем видеть в своих детях, в нашем сознании произошел рост, и порой существенный (см. таблицу 1).
Больше всего (на 7%) подросло осознание того, что стремление к знаниям – привычка полезная для успеха или хотя бы для успешного вхождения во взрослую жизнь (аплодисменты!) Однако реалии бытия нынче суровые, а потому не удивительно, что на первые три строчки большинство из нас поставили такие качества, как умение добиваться своих целей, чувство ответственности и умение постоять за себя. Кстати, из этой тройки ценностей наибольший рост (на 5%) произошел именно по первой и третьей позициям. Утешает, правда, что на эти же пять пунктов выросло в нас и желание воспитать в детях веру в Бога. Вес верности и преданности тоже подрос на 3%.
Однако есть среди нас папы и мамы, которые по образу мыслей явно не заслуживает даже компота. Это же надо, на целых 10% снизилась доля тех, кто считает, что их чадам нужно прививать хорошие манеры и умение вести себя в обществе! Кроме того, 3% потеряла ценность умения общаться с людьми. Бедные дети… А ведь их родители, наверное, тоже хотят, что бы их ребятня заняла достойное место в обществе.
Кстати, о профессиях, в которых мы видим своих детей (см. таблицу 2). Товарищи, в общем, вы делаете правильный выбор. Стране нужны юристы, экономисты и программисты. Однако нынче она остро нуждается в квалифицированных рабочих. Между тем за последние восемь лет желающих этой участи своим отпрыскам поубавилось на 4%. Большая просьба: если у кого-то ребенок мечтает стать первоклассным, к примеру, фрезеровщиком или краснодеревщиком, сильно не отговаривайте.
Несомненно, надо снять шляпу перед теми, кто видит своих детей врачами, инженерами, военными, фермерами, школьными учителями. Пожелаем только, чтобы эти достойнейшие профессии получили наконец соответствующее признание и в денежном выражении.
Закончить бы на этой мажорной ноте. Но тут, как говорится, пришел ВЦИОМ и все… Угораздило же его выяснять, что в России ведет к жизненному успеху! Всего 36% из нас считают, что он зависит от трудолюбия, квалификации и таланта. А целых 36% цинично заявляют, что тут нужны личные связи и еще 14 ставят на умение обойти закон. Такие вот «ягодки жизни». Дорогие родители, не рассказывайте об этом детям, пусть они пока помечтают. А ВЦИОМу за правду, конечно, спасибо, но шоколадку мы ему все равно не дадим!
Таблица1
Какие качества хотелось бы воспитать в детях?
2000 |
2006 |
Разница | |
Умение добиваться своих целей |
43 |
49 |
5 |
Чувство ответственности |
37 |
40 |
4 |
Умение постоять за себя |
32 |
37 |
5 |
Добросовестность в работе |
30 |
33 |
3 |
Умение общаться с людьми |
35 |
32 |
-3 |
Хорошие манеры и умение вести себя в обществе |
40 |
31 |
-10 |
Стремление к знаниям |
22 |
29 |
7 |
Терпимость и уважение к окружающим |
24 |
26 |
3 |
Стремление к успеху |
14 |
20 |
6 |
Независимость |
16 |
16 |
0 |
Верность и преданность |
11 |
14 |
3 |
Вера в Бога |
7 |
12 |
5 |
Послушание |
5 |
10 |
5 |
Бережливость |
7 |
9 |
2 |
Воображение |
2 |
3 |
1 |
Другое |
1 |
2 |
1 |
Затруднились ответить |
2 |
2 |
1 |
ИСТОЧНИК: ЛЕВАДА-ЦЕНТР
Таблица 2
Кем россияне хотят видеть своих детей и внуков в будущем?
1998 |
2006 | |
1.Юристом, экономистом, финансистом |
-* |
23 |
2.Программистом, специалистом в области высоких технологий |
- |
21 |
3.Врачом |
19 |
19 |
4.Предпринимателем, бизнесменом |
16 |
16 |
5.Квалифицированным рабочим |
19 |
15 |
6.Инженером |
9 |
13 |
7.Военным, офицером |
7 |
13 |
8.Директором банка |
15 |
11 |
9.Спортсменом |
8 |
10 |
10.Артистом, музыкантом, художником, писателем, журналистом |
8 |
8 |
11-13.Профессором, ученым, преподавателем |
8 |
6 |
11-13.Владельцем магазина |
5 |
6 |
11-13.Фермером |
3 |
6 |
14.Школьным учителем |
- |
5 |
15.Политиком, министром |
4** |
5 |
16.Социологом, политологом, маркетологом, рекламщиком |
- |
4 |
17.Священником |
1 |
1 |
Другое |
5 |
6 |
Затруднились ответить |
20 |
12 |
* вариант ответа не предлагался
** политическим деятелем, депутатом
ИСТОЧНИК: ЛЕВАДА-ЦЕНТР
Таблица 3
От чего зависит в определяющей степени успех человека в нашей стране?
|
Всего опрошен-ных |
Материальное положение | |||
Очень хорошее, хорошее |
Среднее |
Очень плохое, плохое |
Затрудняюсь ответить | ||
От трудолюбия, квалификации и таланта |
36 |
46 |
37 |
30 |
11 |
От личных связей |
36 |
29 |
36 |
40 |
33 |
От умения обойти закон |
14 |
14 |
13 |
17 |
22 |
От случайных обстоятельств |
11 |
9 |
11 |
10 |
11 |
Затрудняюсь ответить |
3 |
3 |
2 |
3 |
22 |
ИСТОЧНИК: ВЦИОМ