После 1998 года наша пищевая промышленность вступила в эпоху ренессанса, и многим зарубежным компаниям пришлось отступить. Но иноземные конкуренты не хотят сдавать позиции. Увы, сегодня нужно признать, что силы противника превосходят отечественный пищепром как по техническому оснащению и финансовым ресурсам, так и по уровню автоматизации управления деятельностью.
Хотя пищевая промышленность входит в шестерку ведущих отраслей по объемам производства, коэффициент ИТ-емкости (доля затрат на информационные технологии в объеме производства) в отечественной «пищевке» составляет всего 0,31%. По мнению экспертов, большинство предприятий не осознают необходимости использования информационных технологий для управления бизнес-процессами. А зарубежные конкуренты тем временем открывают заводы, осваивают новые рынки и медленно, но верно укрепляют позиции в российской пищевой отрасли. Их главное оружие – автоматизированные системы управления, делающие бизнес прозрачным, а менеджмент адекватным и эффективным.
Руководство многих иностранных компаний считает, что сейчас самое подходящее время для массированного удара по позициям российских предприятий, так как в конкурентных войнах побеждает «машина» с ясно прописанными бизнес-процессами, автоматизированной системой управления и гибкой адаптивной структурой. А в России в бизнесе «машин» пока нет. Возможно, именно поэтому доля импортных продуктов в нашем рационе превышает 30%. Тогда как в мировой практике принято считать, что если свыше 20% потребляемых пищевых продуктов ввозятся из-за рубежа, то продовольственная безопасность страны под угрозой.
Зарубежные производители часто выступают в роли инвесторов в российскую экономику, и это большой плюс. Их выход на наши рынки ужесточает конкурентную борьбу, что стимулирует отечественных производителей совершенствовать свое производство. Главным преимуществом успешного бизнеса становится высокое качество продукции при минимальных издержках. Сокращение затрат при повышении качества, казалось бы, невыполнимая задача. А решение все-таки есть – современные информационные технологии позволяют повысить эффективность использования ресурсов предприятия, ускорить бизнес-процессы и оптимизировать производство продукции в соответствии со спросом конечных потребителей.
Нужна автоматизация
По данным Росстата, в индустрию пищевой промышленности России сегодня входит 30 отраслей и 25 тыс. предприятий. Четверть из них – крупные и средние, остальные – малые. На них трудятся полтора миллиона работников. Эта индустрия создает примерно 12% от общего объема промышленного производства. Это сотни миллиардов рублей продукции в год, причем ежегодно эти объемы увеличиваются в десятки раз.
На российском рынке производителей пищевой продукции заметны определенные тенденции:
● усиление конкуренции среди отечественных производителей и с зарубежными предприятиями;
● консолидация отрасли (создание крупных промышленных холдингов);
● рост цен на сырье;
● рост объемов продаж;
● снижение рентабельности производства.
Так, например, компания «Юнимилк» была образована путем консолидации 25 региональных молочных предприятий в рамках холдинга. Благодаря объединению старейших российских кондитерских предприятий был создан холдинг — ООО «Объединенные кондитеры».
Теперь укрупненные компании решают задачи построения новой модели управления, создания эффективной системы сбыта, контроля качества, снижения потерь на производстве, планирования работы с контрагентами и многие другие.
Без информационных технологий (ИТ) тут не обойтись. Их грамотное использование – это гарантия достижения поставленных целей. Но только в руках тех людей, кто ясно их представляет и формулирует. Автоматизация управления не может быть самоцелью, она служит эффективным средством решения бизнес-задач.
Внедрение системы управления пищевым предприятием требует четкого описания и организации бизнес-процессов, что сделает их прозрачными и управляемыми, а само предприятие привлекательным для инвесторов.
Поэтому ряд компаний российского пищепрома, среди которых ООО «Объединенные кондитеры», ОАО «Рыбоперерабатывающий комбинат № 1» Северо-Западного федерального округа, ЗАО «Волчихинский пивоваренный завод», ООО «Императорский чай», ООО «Кристалл» (Ульяновск) группы компаний «Кристалл ГРОСС», ОАО «Челны Холод» и другие, активно проводят автоматизацию важнейших бизнес-процессов. Большинство задач производители пищевой продукции решают с помощью специализированных систем управления, выполняющих три главные функции: управление качеством продукта, управление сбытом и снижение издержек.
Например, благодаря управлению складскими запасами, транспортными перевозками, взаимоотношениями с поставщиками и т. д. появляется возможность забыть про ситуации, когда сырье гниет на складе, завод стоит, а сотрудники не получают зарплату.
Опыт предприятий
На конференции «Отраслевые дни Microsoft. Пищевая промышленность» и серии семинаров фирмы «1С» «Пищевая промышленность» были подведены некоторые итоги автоматизации этих предприятий. Участники обменялись опытом использования ИТ.
Так, по словам Виктора Смирнова (ООО «Объединенные кондитеры»), автоматизация активно поддерживается руководством, а информационная система MS Axapta служит важным источником информации для менеджмента управляющей компании.
Внедрение в нескольких компаниях холдинга «Юнимилк» автоматизированной системы «1С: УПП 8.0», по словам его директора по развитию Александра Ленского, позволило в оперативном режиме вести учет производственных затрат, получать отчеты о движении материалов, а также осуществлять в полном объеме бухгалтерский учет, включающий учет НДС и основных средств предприятия.
Создание на базе MS Navision единой интегрированной системы управления ресурсами всех подразделений ОАО «Белгородский хладокомбинат» и автоматизация производственного процесса позволили ужесточить контроль и управление рецептурным производством, рассчитывать плановую и фактическую себестоимости продукции, снизить издержки на этапах закупки сырья и сбыта готовой продукции.
Станислав Чумаков (ЗАО «Воскресенскхлеб») отметил, что автоматизация на платформе «1С: Предприятие 8.0» обеспечивает получение оперативной информации о всей производственной деятельности: оперативных производственных отчетов с широкой аналитикой, данных об остатках и движении товарно-материальных ценностей и готового продукта по складам. На предприятиях холдинговой структуры общая информационная база может охватывать все организации, входящие в объединение. Это существенно снижает трудоемкость ведения учета за счет совместного использования массивов информации. В рамках единой информационной базы система позволяет организовать раздельный учет для предприятий холдинга, использующих разные системы налогообложения. Предусмотрена возможность учета по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО).
Несмотря на положительные сдвиги в сфере автоматизации управления, говорить о создании в российском пищепроме отлаженной «машины» еще рано. Да и должна она быть своя, нельзя просто копировать зарубежные технологии и подстраиваться под них. Используя накопленный в западных информационных системах опыт ведения бизнеса, необходимо адаптировать к российской промышленности и выстраивать свою стратегию конкурентной борьбы. Первые успешные результаты внедрения ИТ-средств на наших предприятиях не могут не радовать, главное – не останавливаться на достигнутом.