Аппарат хочет кушать...

| статьи | печать

Для того чтобы начать торговлю, каждый предприниматель сначала обязан купить кассовый аппарат (15—18 тыс. руб.), затем зарегистрировать его в налоговой инспекции, предварительно заключив договор с центром технического обслуживания (еще 2—3 тыс. руб.). При этом ежемесячный авансовый платеж за техобслуживание в среднем составляет 500 руб. в месяц (6 тыс. руб. в год). Итоговая сумма (около 22—27 тыс. руб.) обременительна для начинающих коммерсантов. Да и обоснованность поборов вызывает большие сомнения…

Государственный подход

В конце мая на заседании Правительства глава экономического ведомства Герман Греф обозначил актуальные задачи, которые необходимо решить для развития малого бизнеса в России. Среди них освобождение предпринимателей, выплачивающих единый налог на вмененный доход (ЕНВД), от обязательности применения ККТ и отмена системы ЭКЛЗ (электронной контрольной ленты защищенной), которая сейчас устанавливается на все машины в «приказном» порядке.

По мнению специалистов, дополнительная финансовая нагрузка на начинающих коммерсантов ничем не обоснована, так как экономического смысла в использовании ККТ предпринимателями, уплачивающими ЕНВД, нет. Их доход рассчитывается не на основе выручки (регистрируемой кассовыми аппаратами), а исходя из размера торговой площади и количества работников. Таким образом, отмена обязательного использования контрольно-кассовой техники выглядит вполне логично, а для защиты прав потребителей вместо кассового чека можно использовать любой другой бланк строгой отчетности. Тем более что производители ККТ уже выразили готовность выпускать аппараты для печати бланков строгой отчетности стоимостью всего 2 тыс. руб. (вместо 15—18 тыс.).

Своя рубашка ближе к телу

Однако эта идея понравилась далеко не всем. Так, Минфин уже подготовил отрицательное заключение на предложение Минэкономразвития. Против освобождения «вмененки» от ККТ приведены следующие аргументы: кассовая техника нужна, чтобы оценивать реальный доход налогоплательщика и более точно устанавливать базовую доходность того или иного вида деятельности, а сохранение кассового чека необходимо потребителю, чтобы иметь возможность вернуть товар.

Отрицательный отзыв по поводу необязательности применения ЭКЛЗ представители Минфина обосновали тем, что добровольное применение аппаратов с чипами ЭКЛЗ означает полный отказ от использования данных аппаратов (машины без чипов стоят в несколько раз дешевле). А на данный момент согласно заключению Минпромэнерго только защищенная электронная контрольная лента гарантирует, что недобросовестные владельцы не смогут менять данные фискальной памяти в аппарате. То есть без ЭКЛЗ контролировать владельцев техники станет невозможно. Проще уж сразу отказаться от применения ККТ.

В Минпромэнерго также не в восторге от новых предложений, так как они ставят под сомнение использование суперприбыльной ЭКЛЗ и ограничивают вмешательство этого ведомства в регулирование оборота ККТ.

К начинаниям МЭРТ крайне негативно относятся и во многих общественных организациях, связанных с рынком кассовых аппаратов. К примеру, Российская ассоциация производителей кассовой техники (РАПКаТ), РА ЦТО ККМ и РАО ККТ обратились к Президенту РФ, Федеральному Собранию РФ, Правительству РФ, министерствам и ведомствам с просьбой ускорить выход постановлений Правительства РФ по ведению Госреестра и технических требований к ККМ, дабы предотвратить нападки на их бизнес.

Не согласна с отменой ККТ и Федеральная служба безопасности, контролирующая систему ЭКЛЗ. По мнению экспертов, ежегодно доход от продажи специальной кассовой ленты составляет порядка 200 млн дол., причем производят ее на подведомственном ФСБ предприятии — ГУП НТЦ «Атлас». В среднем один шифровальный блок стоит порядка 150 дол., рассчитан на 100 тыс. чеков и требует замены как минимум один раз в год. Прямо скажем, неплохая кормушка.

К чему столько сложностей?

Внедрение «эксклюзивного продукта» на рынок ККТ прошло под эгидой борьбы с «черным налом» и терроризмом. Директор ФСБ Николай Патрушев предложил в целях уклонения от уплаты налогов в торговле ввести шифровальные комплектующие. К сожалению, он опоздал. Может быть, в середине 90-х годов это и было актуально, ведь кассовую выручку выгодно скрывать, когда налоги рассчитываются исходя из розничного оборота, а последний такой налог (на пользователей автодорог) отменили еще в 2003 г., и необходимость в дополнительном контроле за ККТ отпала.

Однако механизм, позволяющий чиновникам получать огромные деньги за счет предпринимателей, был запущен. Так, с 1 октября 2004 г. все налоговые органы обязаны регистрировать новую ККТ только при наличии в ней блока ЭКЛЗ. Отсюда и рост цены аппаратов с 3 до 15—18 тыс. руб.

Резюме

Работа Правительства по принципу «лебедь, рак и щука» приводит к неэффективному госуправлению в целом. В данном случае у всех министерств есть общая цель — поддержка малого бизнеса и создание благоприятных условий для его развития. Но способы ее достижения каждое ведомство видит по-своему, причем зачастую исходя из интересов непосредственно чиновничьего аппарата. Отсюда возникают недопонимание, разногласия и ведомственная разобщенность. Как следствие, достижение цели отодвигается «до лучших времен».

Цитата

АНДРЕЙ ШАРОВ,
ГЛАВА ДЕПАРТАМЕНТА
ГОСРЕГУЛИРОВАНИЯ В ЭКОНОМИКЕ МЭРТ

Расходы малых предпринимателей на покупку и обслуживание кассовой техники составляют порядка 30 млрд руб. в год, а единый налог на вмененный доход (ЕНВД), уплачиваемый предпринимателями в бюджет, — 42 млрд руб.

По сути, кассовая техника — это второй налог, который в конечном итоге перекладывается на потребителей. Между тем кассовые машины никак не помогают контролировать собираемость этого налога. Единственное, для чего нужна ККМ, — чтобы выдать чек покупателю и он в случае чего мог отстоять свои права как потребитель.

Поэтому МЭРТ предлагает, чтобы предприниматели — плательщики ЕНВД могли использовать любую модель кассовой машины (самые недорогие стоят 50—70 долларов) либо могли работать вообще без нее, а по требованию покупателя выдавали рукописный товарный чек.