Она родилась и выросла в городе Магдала, располагавшемся на берегу Геннисаретского озера. Предания говорят, что в молодости Мария вела распутную жизнь. Евангелист Лука впервые упоминает о ней после рассказа о некоей грешнице, которая, подступив в доме Симона к Господу, плача, обливала ноги Его слезами и отирала их волосами головы своей. «Ты целования Мне не дал, а она с тех пор, как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги», — упрекнул Господь пригласившего Его к себе Симона. И еще Он сказал, что прощаются этой женщине «грехи ее многие за то, что она возлюбила много».
Без сомнения, были прощены Христом и грехи тех женщин, что следовали за Ним по разным городам и селениям. Перечисляя их, «Марию, называемую Магдалиною, из которой вышли семь бесов» Лука называет первой. В Евангелии от Матфея Мария Магдалина также упоминается в числе женщин, которые «следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему». Из повествования Матфея следует, что Мария Магдалина присутствовала при распятии Христа, а после того, как Иосиф из Аримафеи похоронил Господа в высеченном в скале гробе, мы видим ее вместе с «другой Марией», сидящей у гроба и, очевидно, плачущей.
Евангелие от Марка подтверждает присутствие Марии Магдалины при кончине Иисуса Христа и Его погребении: «Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где его полагали». В последней, 16-й главе этого Евангелия говорится о том, что по прошествии субботы, «при восходе солнца», Мария Магдалина, Мария Иаковлева и Саломия (мать апостолов Иакова старшего и Иоанна евангелиста) с купленными ароматами отправились к месту погребения Господа, раздумывая по дороге, кто отвалит им камень от двери гроба, но оказалось, что камень отвален. Зайдя внутрь, они увидели юношу, облаченного в белую одежду, «и ужаснулись». Он же успокоил их: «Не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес…» Объятые трепетом женщины побежали от гроба и никому ничего не сказали, «потому что боялись».
Далее Марк говорит, что, воскреснув, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов. Она пошла и возвестила о воскресении Христа Его ученикам, плачущим и рыдающим. Но они, услышав, что Он жив, не поверили…
У евангелиста Матфея Мария Магдалина по прошествии субботы пришла к гробу Христа с «другой Марией». И сделалась свидетельницей «великого землетрясения». Это «Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба…» Успокоив испугавшихся женщин и сказав им, что Иисус воскрес, Ангел отослал их сообщить ученикам о воскресении Господа. Когда же побежали они со страхом и великою радостью, встретил их по дороге Иисус, сказав: «Радуйтесь!» И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему...
В Евангелии от Луки имена женщин, пришедших в первый день недели к Его гробу с приготовленными ароматами, до времени не называются. Говорится только, что это были женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи. Когда недоумевали они о том, что камень от дверей гроба отвален, а тела Господа в нем нет, «предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих», сказав, чтоб «не искали живого между мертвыми», что «Он воскрес». И, возвратившись от гроба, возвестили женщины «все это одиннадцати и всем прочим». В этом только месте и посчитал нужным Лука назвать имена женщин, пришедших к гробу: «То были Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними…»
У евангелиста Иоанна Мария Магдалина пришла в первый день недели к гробу Господа одна. Было еще темно, но камень был уже от гроба отвален. Испугавшись, она побежала «к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус» (считается, что им был сам евангелист Иоанн), сказать, что «унесли Господа из гроба». Симон Петр и «другой ученик», прибежав к гробу и увидев лишь пелены лежащие и плат, что был на главе Господа, возвратились к себе. Мария же, плача, так и осталась у дверей гроба. И так плача, наклонив голову во гроб, увидела она двух Ангелов в белом, сидящих на том месте, где лежало тело Христа. «Что ты плачешь?» — спросили они у нее. «Унесли Господа моего», — отвечала она. И здесь, обернувшись, увидела Иисуса, но не узнала, приняв за садовника.
«Господин! — обращается она к Нему. — Если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его…» Видя, что Мария не узнает Его, Господь называет ее по имени. «Учитель!» — вскрикивает она, бросаясь к Христу, но Он останавливает ее: «Не прикасайся ко Мне, ибо я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему…» И, посланная Иисусом, идет Мария и возвещает ученикам, что видела Господа и что Он это сказал ей... (Ин. 20, 1-18).
Из текста Евангелий следует, таким образом, что верная Господу Мария Магдалина вместе с другими благочестивыми женами следовала за Ним, когда Он проповедовал по городам и селениям; что она не оставила Господа после взятия Его иудеями, когда начала колебаться вера в Него у ближайших учеников; что, очевидно, вместе с другими женщинами она плакала и рыдала о Господе, когда нес Он на Себе Крест на Голгофу; что вместе с другими женщинами она стояла у Креста Господня во все время Его крестных страданий; что она вместе «с другой Марией» присутствовала при погребении тела Иисуса Христа; что, послужив Господу во время Его земной жизни, она захотела послужить Ему и после смерти: пришла ко гробу еще затемно, чтобы умастить тело Господа миром и ароматами.
Перечисляя женщин, служивших Христу, стоящих у Креста на Голгофе, присутствующих при погребении Господа, пришедших к Его гробу с миром и ароматами, Евангелисты помимо Марии Магдалины называют еще и Саломию, и Ионну, и Марию Клеопову, но Мария Магдалина всегда называется ими первой. По всей видимости, факт этот не случаен и говорит о том, что своими заслугами пред Господом Мария Магдалина невольно выделялась из среды всех других служивших Ему благочестивых женщин. Ее преданность ничем нельзя было поколебать. Она оказалась верна Ему и в момент Его крайнего уничижения. Страх, побудивший учеников к бегству, страх, заставивший апостола Петра трижды отречься, был побежден в душе Марии Магдалины огромной любовью к Господу.
Не дождавшись рассвета, бежит Мария ко гробу Господа. Не найдя Его тела, страшно пугается. Величайшее горе, которое она испытывает, усиливается еще и отчаянием: унесли ее Господа и не знает она, где положили Его. Горе и растерянность так застилают ее глаза, что она не сразу узнает явившегося ей Иисуса. А когда узнает, из ее обомлевшего сердца вырывается лишь одно слово: «Учитель!» И в нем, в этом возгласе — все. И радость, смешанная с удивлением: Ты ли?! И глубочайшее уважение. И благоговение. И признательность за участие к ее личным горестям. Все слилось в этой ее устремленности к Христу, в желании ее припасть к Его ногам и омыть их слезами радости.
Посланная с благой вестью к ученикам, Мария возвещает им, что видела воскресшего Господа. По сути это первая проповедь о Воскресении Христа. Должны были благовествовать об этом апостолы, а она благовествовала самим Апостолам…
Священное Писание не повествует нам о жизни Марии Магдалины по Воскресении Христовом. Из церковного предания следует, что из Иерусалима она отправилась с проповедью в Рим. Явившись к императору Тиберию, Мария Магдалина со словами «Христос Воскресе!» поднесла ему красное яйцо как символ Воскресшего Спасителя Мира. От Марии Магдалины обычай дарить друг другу пасхальные яйца в день Светлого Христова Воскресения распространился затем между христианами всего мира.
С проповедью о Господе Мария Магдалина обошла всю Италию. Закончила же она свою земную жизнь в Эфесе, в Малой Азии, куда переселилась уже в преклонном возрасте. Здесь подвизался апостол Иоанн, и Мария стала его деятельной помощницей.
На Западе до сих пор не утихают споры о значении Марии Магдалины в истории христианства. Теперь ее уже не только отождествляют с сестрой Марфы и воскрешенного Лазаря Марией; с женщиной, умастившей Христа в доме Симона; с неназванной Лукой грешницей, что омывала ноги слезами Христа в доме Симона фарисея, но и идут много далее, называя ее «Богиней Евангелия», «женой Иисуса Христа», «Святым Граалем или настоящей основательницей христианства». Утверждают, что будто бы в ее руки Христос хотел отдать Церковь и что эта Церковь должна была вернуть «женскую божественность» человеческой жизни. Утверждают и еще многое, забывая о важных деталях. О том, к примеру, что ни в «Деяниях святых апостолов», ни в их «Посланиях» нет никаких указаний, из которых можно было бы вывести то значение, которое приписывается сегодня Марии Магдалине. Забывают и о том еще, что всех женщин, шедших с Христом и служивших Ему, евангелисты увязывают с мужчинами (Мария Клеопова; Иоанна, жена Хуза; Саломия, мать сыновей Зеведеевых…), а Марию Магдалину только с местом ее рождения, что конечно же исключает всякую возможность ее замужества…
Православная Церковь, не умножая домыслов, связанных с жизнью Марии Магдалины и стараясь не выходить за рамки сведений, известных о ней из Святого Писания, чтит ее память как женщины, избранной Самим Иисусом Христом для того, чтобы она первой благовествовала миру о Его Воскресении.