Министерство экономического развития и торговли РФ предлагает стандартизировать программное обеспечение, используемое органами государственной власти и муниципального самоуправления. Внедрение единых требований к программно-техническим решениям, используемым ОГВ и МСУ, будет способствовать, по мнению МЭРТ РФ, совершенствованию государственного управления, повышению его качества.
В рамках проекта «Электронная Россия» МЭРТ разработал и направил в Правительство доклад по регулированию использования информационно-коммуникационных технологий в государственном управлении. В нем подчеркивается, что технологические вопросы являются подчиненными и должны рассматриваться только через призму государственного управления, открытости власти и ее подотчетности обществу.
По словам Церена Церенова, заместителя директора Департамента корпоративного управления МЭРТ РФ, решение, казалось бы, технологических вопросов на самом деле должно:
● защитить интересы граждан, предоставив равный доступ к информационным ресурсам государства;
● обеспечить национальную безопасность;
● сократить нагрузку на бюджеты.
Обеспечение национальной безопасности заключается в предотвращении утраты государством контроля над собственными информационными системами. Используя программно-технологическое обеспечение, не соответствующее открытым стандартам, государство может оказаться в технологической зависимости от поставщика. В таком случае поддержка и развитие закупленного ранее решения оказываются полностью в руках владельца данной технологии.
Отсутствие согласованной политики в области коммуникационных протоколов и форматов данных приводит к тому, что ведомства используют несовместимые между собой программные решения. В результате уже созданные за государственный счет компоненты не могут быть использованы другим ведомством даже при полном совпадении функциональности.
Решение одной и той же задачи финансируется многократно, что увеличивает степень несовместимости и проблемы с обменом данными между ведомствами.
Сегодня любая информация, представленная на сайте любого ведомства, носит справочный характер. Необходимы механизмы, которые позволят «раскрываемые» документы или их часть автоматически делать легитимными. То есть если документ с момента своей публикации должен приобрести статус закона, то таковым он становится с момента попадания в систему независимо ни от человеческого фактора, ни от ведомства.
Кроме того, необходима инфраструктура, обеспечивающая такое же доверие к электронным документам, как и к бумажным: электронные подписи, архивы, фельдпочта.
Предметом регулирования должны стать не поставщики и не конкретные программные решения, а технологии. При этом граждане и бизнес-структуры могут использовать любые программные продукты.
Государство должно выбрать из открытых и свободных технологий одну наиболее подходящую спецификацию.
Для решения организационных вопросов и стандартизации программных решений необходима постоянно действующая межведомственная структура.