Предлагаем вашему вниманию обзор обнародованных недавно писем Минфина и ФНС России, посвященных проблеме применения контрольно-кассовой техники.
Касса должна быть своя
Минфин России в Письме от 25.05.2006 № 03-01-15/4-114 сообщил, что применение одной организацией ККТ, зарегистрированной другой организацией, неправомерно. На чем основан такой вывод чиновников?
Прежде всего это Закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». Согласно п. 1 ст. 4 Закона ККТ, применяемая организациями (за исключением кредитных организаций) и индивидуальными предпринимателями, должна быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика.
Кроме того, Приказом Госналогслужбы России от 22.06.95 № ВГ-3-14/36 «Обутверждении порядка регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах» (применяется в части, не противоречащей Закону № 54-ФЗ) установлено, что во всех случаях, когда кассовый аппарат выбывает из обращения в организации, он подлежит снятию с учета.
Соответствующие данные о владельце и адресе установки ККТ указываются в карточке регистрации ККТ.
С учетом Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (утв. Письмом Минфина России от 30.08.93 № 104) и положений трудового законодательства работа на ККТ является трудовой функцией, которую работник выполняет на основе трудового договора.
Исходя из этого, Минфин делает вывод о том, что к работе на ККТ, зарегистрированной в организации, могут быть допущены лица, состоящие в трудовых отношениях с данной организацией.
Статья 14.5 КоАП — не для работников
Статья 14.5 КоАП РФ устанавливает ответственность в виде штрафа за неприменение ККТ организациями и гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей.
Обязанность по применению ККТ, установленная Законом № 54-ФЗ, распространяется только на организации и ПБОЮЛ и не затрагивает физических лиц, которыми являются кассиры-операционисты (продавцы).
ФНС России в Письме от 13.06.2006 № ММ-6-06/597@ поясняет, что обязанность по применению ККТ кассирами возлагается на них владельцами ККТ на основании трудового договора на условиях, поименованных в ст. 15, 20 ТК РФ.
Таким образом, к ответственности за неприменение ККТ при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг, предусмотренной ст. 14.5 КоАП РФ, привлекается не продавец, а организация (индивидуальный предприниматель).
Между тем чиновники отмечают, что возложение ответственности на организацию (индивидуального предпринимателя) не может служить препятствием последнему в установленном законодательством порядке требовать возмещения ущерба, нанесенного ему по вине его работника.
Перерегистрация исключенной кассы
Закон № 54-ФЗ допускает использование моделей ККТ, исключенных из Госреестра, до истечения нормативного срока их амортизации.
Минфин России в Письме от 07.06.2006 № 03-01-15/4-124 разъяснил, что перерегистрация в налоговых органах и дальнейшая эксплуатация ККТ, исключенной из Госреестра, с неистекшим нормативным сроком амортизации допускается только для ККТ, ранее применявшейся (зарегистрированной в налоговых органах) этой организацией и индивидуальным предпринимателем, в следующих случаях:
— при изменении наименования организации, фамилии, имени, отчества индивидуального предпринимателя;
— при изменении места нахождения организации (места жительства индивидуального предпринимателя);
— при реорганизации организации;
— при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, деятельность которого в качестве индивидуального предпринимателя была ранее прекращена;
— при внесении в уставный капитал (уставный фонд) организации;
— при регистрации организации физическим лицом, являющимся (являвшимся) индивидуальным предпринимателем, на которого была зарегистрирована ККТ.