Федеральный закон от 23.07.2010 № 175-ФЗ был официально представлен на сайте Президента России как мера, направленная на ужесточение ответственности за нарушения правил дорожного движения и внедрение электронных средств контроля за ситуацией на проезжей части. Ее результатом должно стать повышение дисциплины водителей, а значит, и повышение безопасности дорожного движения.
Названным законом вносятся поправки в Кодекс об административных правонарушениях РФ.
Два направления ужесточения ответственности, предусмотренных им, — это борьба с затемненными стеклами и нечитаемыми знаками. Соответствующие изменения были внесены в ст. 12.2 и 12.5 КоАП РФ. Отныне штраф за каждое из них составит 500 руб.
Дифференцированы и нормы ст. 12.16 КоАП РФ, касающиеся ответственности за несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части. В частности, предусмотрено, что по общему правилу это нарушение влечет предупреждение или штраф в размере 300 руб. Поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой, наказывается штрафом в размере от 1000 до 1500 руб. Наконец, движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением влечет наложение штрафа в размере 5000 руб. или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.
Уточнены нормы, касающиеся последствий фиксации нарушений ПДД работающими в автоматическом режиме камерами. В статье 12.15 КоАП РФ за выезд на встречную полосу вместо лишения прав вводится штраф в размере 5000 руб. в случае фиксации этого правонарушения камерами, поскольку при подобной фиксации правонарушения наказание может быть назначено только в виде штрафа. Поправками в ст. 23.3 предусматривается, что дела о нарушениях ПДД, зафиксированных автоматическими камерами, отныне будут рассматриваться органами внутренних дел. В новой редакции ст. 29.10 предусматривается, что постановление по таким делам будет выноситься в форме электронного документа.
При всей важности внесенных изменений можно было бы говорить о том, что повышение штрафов увеличит сознательность водителей и соответствующие бюджетные поступления, однако специфика работы автоинспекторов позволяет предположить невысокую финансовую и дисциплинарную отдачу от таких мер.
Дело даже не в смехотворности борьбы с сеточками на номерах, которые в соответствии с эзотерическими представлениями некоторых автолюбителей должны служить надежным амулетом против гаишных видеокамер. Дело в том, что в сфере регулирования дорожного движения по сей день меньше чем где бы то ни было можно говорить о соразмерности, а тем более о неотвратимости наказания. Знакомства, всевозможные удостоверения и просто отражающая финансовые возможности владельца стоимость автомобиля позволяют практически безнаказанно не только грубейшим образом нарушать любые нормы ПДД, но и ставить при этом под угрозу жизнь и здоровье других участников движения. У ГИБДД же просто нет времени серьезно заниматься нарушителями: их основная задача традиционно сводится к обеспечению движения спецтранспорта и в свободное от этой функции время — к повышению собственного весьма скудного довольства.
Безнаказанность взяточничества, с одной стороны, и собственная беззащитность перед коррупционными проявлениями на более высоком уровне — с другой, ставят перед рядовыми сотрудниками ГИБДД несложную дилемму: быть богатым и здоровым или бедным и больным. В этих условиях неудивительно, что реальный контроль за соблюдением ПДД в России по сей день отсутствует, он подменяется отнюдь не стимулирующей правосознание автолюбителей практикой по периодическому сбору «дани».
При отсутствии же контроля у автолюбителей, склонных придерживаться выученных когда-то ПДД, нередко возникает соблазн последовать примеру своих более наглых товарищей на спортивных автомобилях или тонированных дешевой пленкой «Жигулях», что, в свою очередь, порождает на российских дорогах тот самый автохаос, который, увы, не устраняется ни установкой видеокамер, ни соответствующими поправками в КоАП.