Мнение о том, что российское законодательство соответствует лучшим мировым образцам и лишь неисполнение законов является причиной проблем с инвестиционным климатом, обычно верно. Тем более примечательны исключения из этого правила. В ближайшее время Гражданский кодекс РФ может пополниться статьей, устанавливающей определение аффилированных лиц. Законопроект с доработанными поправками в корпоративное законодательство скоро будет внесен в Правительство РФ. Изменения направлены на урегулирование отношений в сфере одобрения и совершения крупных сделок, сделок с наличием конфликта интересов, а также на установление адекватных мер контроля за совершением обществом сделок, в результате которых оно может оказаться в неблагоприятном положении.
Инновации
В отечественном законодательстве понятие аффилированности закреплено в Законе РСФСР от 22.03.91 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и ориентировано в основном на цели антимонопольного регулирования и защиты конкуренции. Однако данное определение используется в различных институтах корпоративного права. Несмотря на широту законных признаков аффилированности, в их числе нет четкого указания на аффилированность лиц, занимающих управленческие должности в корпорации, а также на физические лица.
Из обычаев делового оборота следует пять случаев, в которых применяется понятие «аффилированные лица»:
- при совершении акционерным обществом или обществом с ограниченной ответственностью сделок с заинтересованностью;
- по принципу от противного (по такому принципу в крупных акционерных компаниях выбираются независимые директора);
- при публичном раскрытии акционерным обществом информации об аффилированных лицах;
- в случаях, когда компания раскрывает сведения, отличные от предыдущих, своим акционерам или участникам;
- при наличии ограничений и применении особого порядка сделок при покупке акций или долей компании.
Итак, к числу аффилированных предлагается отнести «взаимозависимые (контролирующие, подконтрольные и находящиеся под общим контролем) и связанные (непосредственно или косвенно) лица». При этом контролирующим признается лицо, «имеющее возможность прямо и (или) косвенно (через третьих лиц), самостоятельно или совместно со своими аффилированными лицами определять решения (действия) юридического лица (подконтрольного лица), в том числе давать обязательные для этого юридического лица указания в соответствии с договором либо на основании учредительных документов, или иным образом».
Согласно законопроекту устанавливается презумпция контроля: лицо, имеющее право распоряжаться более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал подконтрольного юридического лица. Находящимися под общим контролем признаются два или более юридических лица, подконтрольных одному физическому или юридическому лицу.
обратите внимание
Под понятие аффилированности должно попадать любое физическое или юридическое лицо, имеющее возможность прямо или косвенно определять решения компании. Иначе говоря, список аффилированных лиц будет открыт и в него могут попасть не только генеральный директор и заинтересованные лица, но и их родственники.
Есть над чем подумать
Предложенное определение более емкое и простое, чем в Законе РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Расширение перечня аффилированных субъектов особенно очевидно применительно к физическим лицам (закрепляется аффилированность дедушек, бабушек и внуков, опекунов, попечителей и опекаемых). Ранее такие взаимосвязи игнорировались. Законопроект вводит жесткий контроль аффилированности, что впоследствии может привести к неразберихе и противоречиям в судебной практике.
Однако есть и более шаткие моменты. Так, например, не ясно, будет ли руководитель общества только «взаимосвязан» с этой компанией или будет контролировать ее? Использование различных терминов («контролирующее лицо» и «контролирующий орган») также может привести к противоречиям. Из-за установления более жесткого контроля эффективности может осложниться процедура слияний и поглощений для большинства крупных и средних компаний, сделки которых подпадают под регулирование антимонопольного законодательства.
Законопроект также предлагает внести изменения в Федеральный закон от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО), направленные на исключение «презумпции невлияния» материнского общества на действия дочернего. В настоящее время Законом об АО установлено, что основное общество считается имеющим право давать зависимому обязательные для него указания только в случае, когда это право прямо предусмотрено в договоре или уставе.
Для целей ответственности основного общества по обязательствам дочерней компании, возникшим в связи с выполнением указаний материнской компании, важное значение имеет предлагаемая «презумпция контроля». Лицо, имеющее право распоряжаться более чем 50% голосов, приходящихся на акции или доли зависимого общества, автоматически признается влияющим на ее деятельность.
Обратите внимание
Пока такое влияние связывается Законом об АО только с наличием соответствующих положений в уставе дочернего общества либо в договоре между ним и основной компанией. Основные общества, поступающиеся в угоду себе интересами дочерних компаний и других акционеров, подобных договоров не оформляют. Теперь взыскать убытки с злоупотребляющего своим влиянием акционера, возможно, будет проще.
Кроме того, предлагается вывести из-под процедуры одобрения крупных сделок дополнительные виды сделок, в частности:
- совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности общества;
- совершаемые при размещении акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции;
- совершаемые во исполнение решений о реорганизации общества, если решение о реорганизации определяет или позволяет определить существенные условия соответствующих сделок;
- совершенные во исполнение судебного акта.
Предлагается внесение изменений в порядок одобрения сделок с наличием конфликта интересов общим собранием акционеров: по аналогии с порядком одобрения крупных сделок сделка считается одобренной, если за нее проголосовало большинство акционеров, участвующих в голосовании по данному вопросу. Это позволит эффективно решить проблему «мертвых душ» — акционеров, отсутствующих на общих собраниях.
Дела насущные
Для более четкого понимания возможных изменений рассмотрим действующие законодательные нормы, регулирующие понятие «аффилированные лица».
Если в Европе аффилированные компании — это фирмы, зависящие от других, то в российском законодательстве данный термин применяется как к зависимым, так и к преобладающим лицам. Основополагающим признаком аффилированности является способность оказывать влияние на предпринимательскую деятельность.
Наибольшее применение категория «аффилированные лица» получила в акционерном законодательстве и законодательстве об обществах с ограниченной ответственностью для защиты прав акционеров и общества. Так, в Законе об АО установлены:
- особый порядок совершения сделок с аффилированными лицами;
- процедура приобретения 20 и более процентов обыкновенных акций общества;
- порядок раскрытия информации об аффилированных лицах.
Необходимым признаком аффилированного лица является наличие отношений зависимости между юридическим или физическим лицом и аффилированным лицом этого юридического (физического) лица.
Зависимость может иметь место в следующих случаях:
- при принадлежности юридическому или физическому лицу определенной части уставного капитала юридического лица, обусловливающей участие в органе управления с правом голоса;
- когда физическое лицо в силу занимаемой должности (например, генеральный директор), а юридическое — в силу правового статуса (например, управляющий фондом) имеют право давать обязательные для исполнения обществом указания и (или) имеют возможность иным образом определять его действия;
- при наличии определенных семейных связей между физическими лицами.
Аффилированными лицами юридического лица являются:
- член совета директоров или иного коллегиального органа общества, член его коллегиального исполнительного органа, а также лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа;
- лица, принадлежащие к той группе, к которой принадлежит данное юридическое лицо;
- лица, имеющие право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица;
- юридическое лицо, в котором данная компания имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица;
- если юридическое лицо является участником финансово-промышленной группы (ФПГ), к его аффилированным лицам также относятся члены советов директоров (наблюдательных советов) или иных коллегиальных органов управления ФПГ, а также лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов участников ФПГ.
Наиболее распространенной формой взаимной зависимости аффилированных лиц считаются имущественные отношения, основанные на участии в уставном (складочном) капитале конкретного юридического лица.
Договорные отношения между аффилированными лицами (или внутри группы лиц) возникают, когда одна или несколько организаций получают возможность на основании договора влиять на решения, принимаемые другой организацией (организациями). При этом термин «определение решений» подразумевает:
- установление условий ведения другой организацией коммерческой деятельности;
- осуществление полномочий исполнительного органа другой организации;
- иные способы договорного взаимодействия хозяйствующих субъектов.
Все учтено
Акционерное общество обязано вести учет своих аффилированных лиц и представлять соответствующую отчетность согласно требованиям законодательства. Однако в законодательстве отсутствуют правовые механизмы, обязывающие аффилированных лиц представлять о себе сведения, за исключением требований, обязывающих аффилированное лицо письменно уведомить общество о принадлежащих данному лицу акциях. В частности, п. 2 ст. 93 Закона об АО обязывает аффилированных лиц в письменной форме уведомлять общество о принадлежащих им акциях с указанием их количества и категорий (типов) не позднее десяти дней с даты приобретения акций.
Поэтому акционерное общество включает в списки своих аффилированных лиц только известную ему информацию о них. В некоторых случаях общество должно узнавать сведения об аффилированных лицах либо новую информацию о них, например, в случае избрания членов совета директоров (наблюдательного совета) и исполнительных органов общества или при составлении списка акционеров, имеющих право на участие в общем собрании акционеров.
Также общество должно узнавать сведения об аффилированных лицах при совершении сделки с заинтересованностью, поскольку основанием отнесения сделки к данной категории могут быть отношения аффилированности с обществом контрагента по сделке либо его уполномоченных лиц. Очевидно также, что обществу доступна информация о таких аффилированных лицах, как управляющая компания, дочерние и зависимые общества, участники ФПГ и т.п.
Обратите внимание
Общество обязано вести учет изменений, вносимых в список аффилированных лиц. Для каждого изменения указывается дата внесения, содержание, сведения об аффилированном лице до и после внесения корректив. Если изменения связаны с прекращением основания аффилированности, сведения после их внесения не указываются — просто поясняется, что данное лицо перестало относиться к аффилированным лицам АО.
В качестве даты наступления основания аффилированности необходимо указывать дату, когда акционерное общество узнало или должно было узнать об аффилированности лица по отношению к обществу.
Карты на стол!
Акционерные общества обязаны раскрывать информацию об аффилированных лицах в форме списка, составляемого ежеквартально на момент окончания отчетного квартала. Список аффилированных лиц, раскрываемый обществом, состоит из двух частей: в первой приводятся сведения об аффилированных лицах на момент окончания отчетного квартала, во второй — сведения об изменениях, внесенных в список в течение отчетного квартала.
Список аффилированных лиц акционерного общества должен содержать сведения, которые известны или должны быть известны данному обществу.
Раскрытие информации об аффилированных лицах осуществляется путем опубликования соответствующего списка, составленного на дату окончания отчетного квартала, не позднее двух рабочих дней с даты окончания квартала на веб-странице. Изменения, внесенные в список, публикуются акционерными обществами на корпоративном сайте не позднее двух рабочих дней с даты их внесения.
Акционерное общество обязано не позднее одного дня с даты размещения на веб-странице списка аффилированных лиц опубликовать сообщение об этом факте в ленте новостей одного из уполномоченных информационных агентств.
Такое сообщение должно содержать:
- полное и сокращенное фирменное наименование акционерного общества, его местонахождение;
- присвоенный обществу налоговыми органами идентификационный номер налогоплательщика;
- основной государственный регистрационный номер, за которым в Едином государственном реестре юридических лиц внесена запись о создании акционерного общества;
- уникальный код эмитента, присваиваемый регистрирующим органом;
- адрес электронной страницы, используемый обществом для раскрытия информации;
- вид документа (список аффилированных лиц с указанием года и номера квартала, по итогам которого он составлен);
- дату опубликования.
Текст списка должен быть доступен не менее трех лет, отсчет времени начинается либо с даты истечения срока, установленного Положением о раскрытии информации для опубликования информации в сети Интернет е, либо (если информация опубликована после истечения установленного срока) с даты ее опубликования в Интернете.
Текст изменений, внесенных в список аффилированных лиц, должен быть доступен на странице компании в Интернете в течение не менее трех месяцев с даты окончания срока, установленного в данном Положением, а если он опубликован после истечения такого срока — с даты опубликования в Интернете.
Копии списка аффилированных лиц должны быть размещены по адресу (в месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа эмитента, по которому осуществляется связь с обществом (место нахождения эмитента), а до окончания срока размещения ценных бумаг — также в местах, указанных в рекламных сообщениях эмитента и содержащих информацию о размещении ценных бумаг.
Копии списка аффилированных лиц, заверенные уполномоченным лицом, должны представляться владельцам ценных бумаг и иным заинтересованным лицам по их требованию за плату, не превышающую расходы по изготовлению такой копии, в срок не более семи дней с даты предъявления требования.
«Ответственное» раскрытие
Нераскрытие или нарушение акционерным обществом порядка и сроков раскрытия информации об аффилированных лицах, равно как и раскрытие информации не в полном объеме и (или) недостоверной, а также вводящей в заблуждение, влечет административный штраф в следующих размерах:
- для должностных лиц — от 30 000 до 50 000 руб. (или дисквалификацию на срок от года до двух лет);
- юридических лиц — от 700 000 до 1 млн руб. ( п. 2 ст. 15.19 КоАП РФ).
В соответствии с п. 3 ст. 15.19 КоАП РФ непредставление (нераскрытие) или нарушение аффилированными лицами акционерных обществ порядка и сроков представления (раскрытия) информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, влечет административный штраф в следующих размерах:
- для граждан — от 1000 до 2000 руб.;
- должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб.;
- юридических лиц — от 300 000 до 500 000 руб.
Также следует отметить, что п. 3 ст. 93 Закона об АО установлено, что в случае, если в результате непредставления по вине аффилированного лица информации о принадлежащих ему акциях акционерного общества или несвоевременного ее представления обществу был причинен имущественный ущерб, аффилированное лицо несет перед обществом ответственность в размере причиненного ущерба.
Согласно ст. 78 Закона об АО крупными признаются:
- сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением или отчуждением либо возможностью отчуждения обществом прямо или косвенно имущества, стоимостью более 25% балансовой стоимости активов общества на дату принятия решения о заключении таких сделок. Исключение составляют сделки, совершаемые обществом в процессе осуществления обычной хозяйственной деятельности;
- сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с размещением обыкновенных либо привилегированных акций, конвертируемых в обыкновенные, составляющих более 25% ранее размещенных обществом обыкновенных акций.
Порядок принятия решения по крупным сделкам и правовые последствия, связанные с их заключением, регулируются главой X Закона об АО.
Сделками, в совершении которых имеется заинтересованность, согласно п. 1 ст. 81 Закона об АО признаются сделки, в совершении которых имеется заинтересованность члена совета директоров (наблюдательного совета) общества, лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, в том числе управляющей организации (управляющего), члена коллегиального исполнительного органа или акционера, владеющего совместно со своими аффилированными лицами 20 и более процентами голосующих акций общества, а также лица, имеющего права давать обществу обязательные для него указания.
Указанные лица признаются заинтересованными в совершении сделки в случаях, если они, их супруги, родители, дети, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные и (или) их аффилированные лица:
- являются стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке;
- владеют (каждый в отдельности или в совокупности) 20 и более процентами акций (долей, паев) юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке;
- занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке, а также должности в органах управления управляющей организации такого юрлица;
- в иных случаях, определенных уставом общества.