Консолидированную отчетность узаконили

| статьи | печать
Консолидированную отчетность узаконили

В конце июля Президент РФ подписал Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности» (от 27.07.2010 № 208-ФЗ, см. текст закона). О содержании и значении этого законодательного акта рассказывает Светлана Рассказова-Николаева.

Принятие нового закона было запланировано Концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (одобрена приказом Минфина России от 01.07.2004 № 180). Согласно Концепции «главная задача в области консолидированной финансовой отчетности заключается в обеспечении гарантированного доступа заинтересованным пользователям к качественной, надежной и сопоставимой информации о группе хозяйствующих субъектов. Для решения этой задачи необходимо установить обязательное составление консолидированной финансовой отчетности по МСФО, а также обязательный аудит и публикацию ее».

Кроме того, переход на составление консолидированной отчетности по МСФО был запланирован и в Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на 2006—2008 гг. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 01.06.2006 № 793-р): «Дальнейшее повышение прозрачности деятельности российских компаний связано с введением законодательным путем требований к составлению и раскрытию консолидированной финансовой отчетности на основе международных стандартов, и введение таких требований должно сопровождаться созданием эффективной системы контроля качества, полноты и своевременности раскрытия отчетности».

Таким образом, появление Закона о консолидированной отчетности имеет как минимум следующее значение:

  • является существенным и заметным шагом в реализации стратегии совершенствования учета и отчетности в Российской Федерации;
  • обеспечивает дальнейшее формирование и совершенствование нормативно-правового поля Российской Федерации в области учета и отчетности (помимо Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», приказа Минфина России от 30.12.96 № 112 «О Методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности»);
  • приводит в соответствие друг другу форму и содержание вопроса о необходимости, целесообразности, разумности и обязательности формирования консолидированной отчетности по МСФО (так как абсолютное большинство российских компаний в настоящее время составляет сводную (консолидированную) отчетность по правилам МСФО или US GAAP для своих учредителей и при отсутствии соответствующего закона).


Если говорить о содержании Закона о консолидированной отчетности, то он определяет следующие основные и принципиальные вопросы и положения:

  • дает определение консолидированной финансовой отчетности как систематизированной информации, отражающей финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации (группы организаций), определяемой в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (ст. 1);
  • устанавливает синонимичность понятий (консолидированная и сводная финансовая отчетность) (ст. 2);
  • определяет сферу распространения закона:

— кредитные организации;

— страховые организации;

— иные организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг (ст. 2);

  • определяет пользователей отчетности, участников организаций и уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (ст. 4), сроки ее представления (ст. 4) и др.;
  • устанавливает процедуры обязательного аудита консолидированной финансовой отчетности (ст. 5) и ее публикации (ст. 7).

Неясным, на наш взгляд, остается главный вопрос — вопрос толкования обязательности исполнения и срока действия закона, обозначенного в ст. 8: «Организации составляют, представляют и публикуют консолидированную финансовую отчетность начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для применения на территории Российской Федерации…» Как известно, порядок признания МСФО для применения на территории Российской Федерации не установлен в настоящее время.

Тем не менее с принятием данного закона становится «более законным» и «более легитимным и обязательным» порядок формирования консолидированной (сводной) отчетности в соответствии с МСФО, который ранее и по настоящее время носил инициативный характер и был рекомендован (п. 8 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минфина России 30.12.96 № 112).

С нашей точки зрения, организациям будет проще отстаивать признание расходов на аудит консолидированной отчетности по МСФО в целях их принятия при налогообложении по налогу на прибыль.

Принятие Закона № 208-ФЗ безусловно придает новый импульс для изучения методологии, техники, процедур МСФО и формирования консолидированной отчетности по МСФО, создания методического обеспечения этих вопросов, дополнительных обучающих программ, тестов и т.д.

Кроме того, в целях быстроты и качества перехода на процедуры консолидации по МСФО потребуется сравнительный анализ норм МСФО и РСБУ по формированию сводной (консолидированной) отчетности для организаций, составляющих сводную отчетность по российским национальным правилам 1.

1 Более подробно о формировании консолидированной отчетности по МСФО и сравнительном анализе норм МСФО и РСБУ см. книгу С.А. Рассказовой-Николаевой, Е.М. Калининой «Годовая отчетность организации».