Как известно, своевременное получение актуальной информации является необходимым условием для принятия успешных деловых решений. Усиление конкуренции, вызванное мировым финансовым кризисом, сделало постоянный доступ к информации определяющим фактором коммерческого успеха. По оценке экспертов, работники, которые, даже находясь в деловых поездках, могут быстро отвечать на срочные сообщения, организовывать совместную работу в режиме реального времени, а также имеют мобильный доступ к корпоративной информации, трудятся на 30% эффективнее своих коллег.
По подсчетам аналитической компании Gartner Inc., на начало 2010 г. в мире было зарегистрировано свыше 70 млн деловых учетных записей электронной почты, владельцами которых являлись юридические лица или индивидуальные предприниматели. При этом число активных пользователей корпоративной электронной почты составляло 60 млн. В исследовании Gartner говорится, что основной тенденцией в корпоративном сегменте является распространение мобильного доступа к электронной почте, позволяющего повысить производительность труда, за пределы руководящих кругов. По оценке аналитиков, в 2010 г. корпоративная беспроводная электронная почта стала приоритетным средством общения для тех компаний, мобильный персонал которых превышает 40% от общего штата. В целом к концу 2014 г. количество людей, читающих электронную почту с помощью мобильных устройств, достигнет 1 млрд, уверены эксперты Gartner.
По данным Роскомсвязи, к концу 2009 г. в Рунете было зарегистрировано 160 млн почтовых ящиков, в том числе 7—8 млн «корпоративных» учетных записей электронной почты. При этом 50% россиян в 2009 г. для выхода в Интернет использовали мобильный телефон.
Потребители переходят на умные телефоны
Реагируя на спрос покупателей, ведущие производители телефонов выпускают все больше устройств, предназначенных для мобильной работы в сети. По статистике чаще всего мобильный доступ в Интернет используют владельцы смартфонов (от англ. smartphone (умный телефон) — мобильный телефон c расширенной функциональностью, сравнимой с карманным персональным компьютером). По оценке Роскомсвязи, за год число смартфонов в России выросло на 40%, составив к 2010 г. 10 млн штук. Согласно отчету компании Strategy Analytics в II квартале 2010 г. объем продаж смартфонов в мире в годовом выражении вырос на 43% —до 60 млн штук. В России прирост оказался выше рынка: объем продаж увеличился на 77% — до 2,94 млн штук. Сегодня на смартфоны приходится около 19% продаж всех мобильных телефонов в стране.
В целом на мировом рынке смартфонов лидирует финский производитель Nokia, контролирующий 40% данного сектора. На втором месте канадская компания Research in Motion (RIM) с долей 18,8%. Бронза у Apple, которая занимает 14,1% объема продаж смартфонов. В корпоративном секторе расстановка сил иная — наиболее популярными в мире среди предприятий являются выпускаемые RIM телефоны BlackBerry, на долю которых приходится более 50% объема продаж. В I квартале текущего финансового года RIM перешагнула 100-миллионный рубеж по выпуску смартфонов, реализовав за три месяца на 43% (11,2 млн единиц) больше мобильных телефонов по сравнению с аналогичным периодом 2009 г.
Популярность смартфонов BlackBerry среди корпоративных клиентов объясняется в том числе растущим спросом среди предприятий на решения, связанные с безопасностью информации. Согласно прогнозу аналитиков компании ABI Research, благодаря этой тенденции количество смартфонов, защищенных с помощью дополнительных средств, в течение ближайших пяти лет увеличится в пять раз. Эксперты полагают, в конечном счете смартфоны начнут оснащаться встроенными антивирусными приложениями, которые помогут пользователям защититься от вредоносного программного обеспечения и кибер-атак злоумышленников. Кроме того, в большинстве случае мобильные транзакции будут сопровождаться идентификацией отпечатка пальца пользователя с помощью самого устройства.
Пока же для просмотра корпоративной почты лучше пользоваться специальными устройствами и сервисами. Так, по оценкам международных экспертов, алгоритмы шифрования данных, разработанные RIM, практически исключают возможность несанкционированного доступа к данным. «BlackBerry — это не только смартфон, это в первую очередь надежный и оптимальный сервис, доступный с мобильных устройств. Комплексное решение позволяет не только обеспечить оперативный доступ к почтовой переписке и внутренним приложениям клиента, но и оставаться уверенным в конфиденциальности передачи данных, которая достигается при помощи использования специальных алгоритмов шифрования и компрессии передаваемого трафика», — пояснили корреспонденту «ЭЖ» в пресс-службе компании МТС.
Корпоративных клиентов привлекает продукция RIM тем, что технический дизайн и возможности смартфонов BlackBerry ориентированы в первую очередь на работу с электронной почтой и вложенными файлами. Ключевыми для всех коммуникаторов BlackBerry являются два сервиса. Первый BlackBerry Internet Service (BIS), предназначенный для частных пользователей, обеспечивает получение электронной почты в режиме реального времени, то есть практически мгновенно после ее поступления на почтовый сервер. При использовании обычных мобильных телефонов почту нужно скачивать вручную либо настраивать ее так, чтобы почтовый ящик автоматически проверялся через заданный интервал времени. Второй BlackBerry Enterprise Server (BES) предназначен для компаний, в распоряжении которых уже имеется почтовый сервер Microsoft Exchange или IBM Lotus Domino Notes. Это решение обеспечивает защищенную, проверенную и гибкую мобильную платформу для доступа к электронной почте и корпоративным приложениям для клиентов, предъявляющих повышенные требования к защищенности и управляемости своего мобильного решения. В частности, сервис содержит инструменты централизованного администрирования смартфонов компании. Полная синхронизация с почтовым сервером компании предоставляет возможность оперативного доступа к корпоративной адресной книге, календарю, заметкам.
BlackBerry завоевывает российский рынок
Среди российских мобильных операторов услугу BlackBerry предоставляют МТС и «Билайн». У каждой компании по состоянию на май 2010 г. на почтовый сервис BlackBerry было подписано примерно по 1000 компаний, в том числе такие гиганты, как «Вимм-Билль-Данн», «Адидас», «Эйвон Бьюти Продактс Компани», «Ферреро Руссия», «Рускан» (Royal Canin), «САБМиллер РУС» (Калужская пивоваренная компания) и «БАТ Россия». Для сравнения: в мире количество пользователей сервиса BlackBerry в 2009 финансовом году возросло более чем на 61% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что в количественном эквиваленте превышает отметку в 40 млн подписчиков.
Впрочем, популярность услуги в России постоянно растет. Например, число пользователей услуги BES от МТС с августа 2009 г. по март 2010 г. увеличивалось в среднем на 16,8% в месяц, а пользователей сервиса BIS прибавлялось по 20,2%.
Отметим, что «МегаФон», в отличие от двух главных конкурентов, не работает с BlackBerry, а предоставляет своим абонентам услугу со схожим функционалом — MegaSync. Сервис, рассчитанный как на бизнес-пользователей, так и на частных абонентов, построен на базе платформы Nokia Intellisync. MegaSync дает абонентам «МегаФона» возможность синхронизировать несколько почтовых ящиков, причем это может быть как публичный почтовый сервис (Mail.ru, Yandex.ru и др.), так и корпоративный. Программное обеспечение MegaSync совместимо только с абонентским оборудованием Nokia, в то время как услугами BlackBerry можно пользоваться на разных аппаратах. В частности, систему электронной почты BlackBerry поддерживают некоторые устройства Nokia.
При выборе оператора предприятию нужно в первую очередь ознакомиться с предлагаемыми тарифами. Общий объем расходов на услуги BlackBerry зависит от множества факторов, например размера компании, развитости IT-инфраструктуры. Чтобы развеять миф о том, что услуги BlackBerry доступны только для крупных компаний, корреспондент «ЭЖ» обратилась в компанию МТС с просьбой рассказать о минимальных издержках.
Если руководитель не видит необходимости в подключении к сервису BlackBerry сотрудников, но хочет лично стать его пользователем, наименее затратным будет подключение к услуге BIS. Ежемесячная абонентская плата за безлимитный доступ к почте при нахождении абонента на территории «домашнего» региона, во внутрисетевом и национальном роуминге у МТС составляет 350 руб./мес., а в «домашнем» регионе, во внутрисетевом, нацио-нальном и международном роуминге — 3500 руб./мес. За эти деньги абонент сможет синхронизировать до 10 почтовых ящиков на одном устройстве, получать почту на телефон непосредственно в момент ее поступления в почтовый ящик абонента, просматривать, менять и сохранять вложенные файлы прямо в почте, из меню смартфона.
Кроме того, у операторов действуют специальные предложения, рассчитанные на малый и средний бизнес. При подключении к такому тарифу у МТС годовые расходы компании на обеспечение работы пяти устройств BlackBerry составят 108 тыс. руб. (1800 руб. (абонентская плата) х 5 устройств х 12 мес.). При этом корпоративные клиенты МТС могут приобретать смартфоны в рассрочку. Первый взнос составляет 3000–5000 руб. за аппарат. Оплата оставшейся стоимости — равными долями в течение 12 месяцев.
Как видно, подключение к услуге BlackBerry может себе позволить и небольшая компания. При этом период возврата инвестиций на использование сервиса составляет в среднем около пяти месяцев.