Перед правительствами России, Белоруссии и Казахстана поставлена амбициозная задача по формированию единого экономического пространства к 1 января 2012 г. Аналогичная работа в Евросоюзе заняла десятилетия. Три государства постсоветского пространства планируют успешно выполнить это менее чем за два года, и основная часть работы уже проведена. Рассмотрим, каковы ее результаты и что нас ждет в перспективе.
Кодекс есть, закона нет
Итак, Таможенный союз (ТС) России, Белоруссии и Казахстана ныне действует. Проводится действительно масштабная работа, и еще не все таможенные правоотношения в ТС урегулированы. В настоящее время готова основа правовой базы — приняты Таможенный кодекс ТС и ряд межправительственных соглашений. Но пока не принят Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее — Закон), который по смыслу и замыслу должен был быть принят и введен в действие одновременно с Таможенным кодексом ТС. Затянувшаяся разработка этого Закона, а также отсутствие единых правил конкуренции для стран — участников ТС осложняют применение кодекса и не позволяют реализовать главную идею Таможенного союза — полноценную торгово-экономическую интеграцию трех стран.
Проблема в том, что Таможенный кодекс ТС и соглашения Комиссии ТС регулируют базовые вопросы, но при этом есть множество институтов и положений, где законодательство ТС не дает исчерпывающих ответов на вопросы, а делает лишь отсылку к национальному законодательству. Таких отсылочных норм в Таможенном кодексе ТС большое количество. Поэтому приходится руководствоваться одновременно нормами как Таможенного кодекса РФ, так и Таможенного кодекса ТС. Это чревато коллизией несовместимых между собой норм законов и приводит к затруднениям в сфере регулирования внешнеэкономической деятельности при перемещении товаров через таможенную границу.
Именно с этим связана необходимость принятия Закона. Он должен определить, когда и в каком порядке Россия будет исполнять те правила, которые установлены нормами союзного таможенного законодательства.
Отметим место Закона в иерархии норм таможенного законодательства ТС, которыми будет руководствоваться Россия. Они расположены таким образом: 1) Таможенный кодекс Таможенного союза; 2) принятые в соответствии с ним международные соглашения государств — членов Таможенного союза и решения Комиссии Таможенного союза; 3) Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации»; 4) принятые в соответствии с ним федеральные законы и законы РФ; 5) подзаконные нормативные правовые акты РФ; 6) ведомственные нормативные акты.
Закон будет разграничивать компетенцию трех уровней российского законодательства и определять, какая из ветвей власти будет регулировать те или иные вопросы: Госдума — в законах, Правительство и Президент РФ — в подзаконных актах, Федеральная таможенная служба — в ведомственных нормативных актах.
Другой блок вопросов, которые должен решить Закон — это переоценка правоотношений, связанных с ввозом товаров в Россию и их вывозом из России. В условиях Таможенного союза граница на российско-казахстанском и российско-белорусском участках таможенной границей не является. Тем не менее по экономической логике это все равно ввоз и вывоз товаров, то есть по-прежнему экспорт и импорт, поскольку товар покидает экономическое пространство России или, наоборот, попадает в него. В условиях еще неполной унификации торговых режимов с третьими странами и некоторых противоречий во внутреннем регулировании экономических отношений должен быть выработан некий комплекс механизмов — как Россия может защищать собственные экономические интересы в условиях ее нахождения в этом Таможенном союзе. Речь идет и о взаимной торговле, и о товарах из третьих стран.
Стратегия и сложности ЕЭП
Существует план формирования единого экономического пространства, который предусматривает три основных этапа.
Первый этап ознаменован вступлением в силу с 1 января 2010 г. Единого таможенного тарифа Таможенного союза (ЕТТ ТС) и Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС). С этого момента в России, Белоруссии и Казахстане к товарам из третьих стран применяются единые ставки ввозных таможенных пошлин, установленные ЕТТ ТС, который включает в себя более 11 000 товарных позиций.
Второй этап начался 6 июля 2010 г. со вступлением в силу Таможенного кодекса ТС, который подразумевает отмену таможенного оформления на внутренних границах трех стран с учетом временных изъятий. Фактически этот этап переходный — пока применяются элементы прежнего порядка декларирования товаров и их таможенной очистки, могут использоваться прежние формы разрешительных документов. К 1 июля 2011 г. планируется унифицировать союзное законодательство и отменить таможенный и другие формы пограничного контроля между государствами — участниками ТС, ввести в действие новую форму грузовой таможенной декларации и порядок ее заполнения. Это будет окончанием второго этапа.
На заключительном этапе к 1 января 2012 г. должно быть завершено создание единого экономического пространства. Для этого России, Белоруссии и Казахстану необходимо унифицировать антимонопольное законодательство, которое создаст одинаковые торгово-экономические условия и действительно общий рынок товаров в трех странах. Единые правила конкуренции — один из краеугольных камней в документах по единому экономическому пространству, которое подразумевает свободное перемещение не только товаров, но и услуг, капитала и рабочей силы. И для того, чтобы обеспечить это без ущерба для экономик государств, входящих в Таможенный союз, единые правила конкуренции должны создать условия для недопущения недобросовестной конкуренции и злоупотреблений.
До тех пор пока этого не сделано, Россия применяет специальные защитные меры (антидемпинговые, компенсационные) или квоты, которые она ввела еще до вступления в Таможенный союз и продолжает применять в условиях членства в нем. Например, это целый ряд металлургических товаров из Украины и китайские подшипники, к которым применяются антидемпинговые пошлины или квоты. Данные меры применяются для защиты российских производителей товаров наряду с взиманием таможенных пошлин в рамках Таможенного союза. Если такие товары будут ввозиться через территорию Казахстана или Белоруссии, которые аналогичные меры не применяют, то они должны будут декларироваться и в отношении их будут применяться установленные российским таможенным законодательством ограничения.
К примеру, основную часть экономики Белоруссии составляют государственные предприятия. В тех случаях, когда Белоруссия дотирует производство какой-либо продукции, а потом эта продукция по более дешевым ценам приходит на российский рынок, наши производители аналогичных товаров оказываются в менее выгодных экономических условиях — они не могут реализовать свою продукцию, не имея таких же мер поддержки. Поэтому стороны договорились, что отмена ввозных пошлин произойдет после того, как в Таможенном союзе появятся общие правила конкуренции на всем пространстве. То же касается и нефтепродуктов, поставляемых Россией в Белоруссию. Допустить перепродажу российской нефти в страны Европы со стороны Белоруссии по более низким ценам Россия не может.
Изъятия из режима действия единой таможенной территории действуют, в частности, по отношению к ввезенным из-за границы автомобилям, на которые пошлины для физических лиц в Белоруссии и Казахстане меньше, чем в России. В связи с этим сохраняется необходимость контроля и оформления таких иномарок на российской таможенной границе. Если их захотят продать на территории России или использовать в коммерческих целях, придется заплатить разницу между низкими ставками Казахстана или Белоруссии и российскими пошлинами.
К числу изъятий относятся также товары, в отношении которых государствами приняты защитные меры, не унифицированные с другими участниками ТС. Стороны договорились, что по 409 позициям товарной номенклатуры, импортируемым для Казахстана, в течение переходного периода будут сохранены пониженные ставки ввозных пошлин. В основном это товары фармацевтики и нефтехимии. Соответственно при ввозе этих товаров на территорию России или Белоруссии тоже придется заплатить разницу в пошлинах.
Руководители трех стран заверяют нас, что непреодолимых разногласий в нерешенных вопросах между ними нет и в намеченные сроки полноценное единое экономическое пространство совместными усилиями будет создано.