На газовом рынке СНГ, где до сих пор безраздельно властвовала воля Газпрома, наступает «момент истины». Президент Туркменистана Сапармурад Ниязов объявил о повышении цены туркменского газа с 65 долларов за тысячу кубометров до 100, в результате рухнет «система многих договоренностей», по которой газом по 95 долларов за тысячу кубометров снабжается Украина. А это будет крахом для экономики Незалежной. Но виновником назовут Россию.
Туркменский газ ныне идет по нашей территории транзитом — все его объемы предназначены Украине. И поставщиком выступает не российский Газпром, а посредническое RosUkrEnergo, зарегистрированное в Швейцарии. Поэтому проблема цены могла вообще не коснуться России, если бы наша страна оказалась лишь транзитером. Но желание Газпрома исполнять в этом процессе главенствующую роль сыграло злую шутку: теперь именно ему будут предъявляться претензии за любые сбои в газоснабжении Украины. И не только ее.
Европа помнит прошедшую зиму, когда после повышения Газпромом цены на газ сразу вчетверо Украина перестала его закупать (не заключила договор) и занялась воровством (несанкционированным отбором), в результате чего значительные объемы газа не дошли до европейских потребителей. Но обвинили тогда не Украину, а Россию, признав ее ненадежной для добропорядочных европейцев.
Выход тогда был найден достаточно запутанный: Газпром не отказался от своей цены в 230 долларов за тысячу кубометров российского газа, но в схеме появился «буфер» в виде среднеазиатского
(в основном туркменского) газа ценой 65 долларов за тысячу кубометров. В газпромовской «трубе» он якобы смешивается с российским, а потому на входе в Украину стоит 95 долларов.
На деле схема была сложнее.
Сначала Украина сама пыталась купить туркменский газ и даже заключила контракт с «Туркменгазом» на поставку 40 млрд кубометров по 50 долларов за тысячу в первом полугодии 2006 года и по 60 долларов во втором. Но Газпром «перекупил» у Туркменбаши 30 млрд кубометров газа по 65 долларов. Поскольку Туркмения добывает всего 60 млрд кубометров, из которых 7 идет на собственные нужды, 7 млрд покупает Иран, свободного газа для Украины у нее практически не осталось. Да и «труба» оказалась «занятой» тем же самым туркменским газом, но уже принадлежащим Газпрому.
Именно тогда появился посредник в лице RosUkrEnergo, и поставки приобрели нынешний вид. Российский «Газэкспорт» — 100-процентная «дочка» Газпрома — скупает среднеазиатский газ (30 млрд кубометров туркменского, 8 млрд узбекского и 7 млрд казахского) и тут же перепродает его RosUkrEnergo. Эти миллиарды «свистят» по российским трубам, являясь собственностью RosUkrEnergo. И в этом качестве продаются украинским потребителям по 95 долларов за тысячу кубометров. По той же схеме до конца года должны были уйти и остающиеся «свободными» у Туркмении 16 млрд кубометров газа (которые, правда, в марте 2006-го Ниязов обещал продать Украине напрямую).
То есть за весь 2006 год Украина должна была получить 61 млрд кубометров дешевого азиатского газа. Плюс 20 млрд кубометров собственной добычи. В результате годовая потребность республики в «голубом» топливе (77 млрд кубометров) покрывалась полностью и даже с излишком без «российской доли». Оставался лишь один вопрос: зачем появился в этой схеме посредник — RosUkrEnergo, выручка которого, по экспертным оценкам, должна составить около 1,5 млрд долларов?
Возможно, этот посредник и должен будет «ответить за все» сегодня, когда проблема «вылезла» в другом месте: Туркмения хочет увеличить свою долю выручки за собственный газ. Отдадим должное Туркменбаши: обязательства по поставке «Газэкспорту» уже проданных 30 млрд кубометров по 65 долларов за тысячу кубов он выполняет. Повышение цены должно коснуться лишь дополнительных 16 млрд кубов. И конечно, грядущих объемов 2007 года.
Газпром, однако, настаивает на прежних ценах и даже прервал переговоры. Расчет понятен: экспортный потенциал Туркмении, кроме российской «трубы», направить некуда (не считая маломощный газопровод в Иран). Прекращение поставок в Россию чревато ежемесячными потерями Ашхабада в размере 400 млн долларов. Однако министр нефтегазовой промышленности Туркменистана Гурбанмурад Атаев заявил, что если в течение ближайших полутора месяцев контракт с Газпромом не будет заключен, то Туркменистан прекратит поставки газа.
В итоге Россия, отказавшись от роли эксклюзивного транзитера в туркменско-украинских газовых отношениях (тоже неплохая позиция), наступила на собственноручно поставленные «газовые грабли». В глазах европейского и мирового сообщества именно она является гарантом поставок в Украину природного газа по 95 долларов за тысячу кубометров. Но обеспечить их уже не сможет.
Учтем, что этот тихий газовый скандал случился накануне саммита G8, на котором Россия выступает с концепцией энергетической безопасности…