Палитра социально-экономического развития российских регионов широка и разнообразна. Интегрированный уровень кредитоспособности различных субъектов Федерации, учитывающий особенности их экономического развития и финансового состояния, колеблется от 19,38 в Кабардино-Балкарской Республике до 90,09 в Москве. Лестница кредитного рейтинга поможет потенциальным инвесторам выбрать надежный регион и оттолкнет от аутсайдеров.
Дефицит инвестиций сегодня является острой проблемой, тормозящей развитие многих областей нашей страны. Больших и «длинных» денег не хватает не только отечественным предприятиям, основные фонды которых в среднем изношены более чем на 60%, но и субъектам Федерации. Средства нужны как для модернизации экономики, так и для восстановления социальной сферы, напоминающей «пейзаж после битвы» в результате реформ 90-х годов.
Многие регионы стараются привлечь для развития заемные средства за счет выпуска облигаций. Но если рынок корпоративных долговых бумаг довольно успешно прогрессирует, то в сегменте региональных облигаций ситуация сложнее. По оценке Владимира Логунова, начальника управления Национального депозитарного центра, объем их выпуска в нынешнем году скорее всего будет меньше, чем в 2005 г.
Успешному размещению региональных ценных бумаг зачастую мешает недостаточная информационная прозрачность, что затрудняет оценку рисков инвесторами и снижает спрос на облигации субъектов Федерации и муниципальных образований. Кроме того, это тормозит инвестиции в частный бизнес в регионах, приводит к увеличению процентных ставок по банковским кредитам.
Рассеять информационный туман постарались эксперты Рейтингового агентства АК&М, которые при поддержке Совета Федерации провели исследование кредитоспособности российских регионов. Рейтинг кредитной надежности субъектов РФ строился не только на основе критериев, определяющих финансовое состояние регионов, но и с учетом показателей, характеризующих уровень их экономического развития. Поэтому результаты исследования представляют интерес для большинства инвесторов, собирающихся вкладывать средства в субфедеральные ценные бумаги или частный бизнес в конкретном регионе.
Лидерство в рейтинге надежности удерживает Москва. Ее интегрированный уровень кредитоспособности равняется 90,09 балла из 100 возможных. Верхнюю строчку в общероссийской классификации регионов ей позволили занять как финансовые, так и экономические показатели.
В столице самый высокий в стране уровень собственных доходов (501730,1 млн руб.), второй (после Вологодской области) показатель отношения задолженности по налогам к общему объему фискальных платежей и высокая доля прибыльных предприятий (также второе место).
А вот «серебро» в рейтинге этого года получила Тюменская область, которая поднялась сразу на 4 ступеньки вверх по сравнению с прошлым периодом. У нефтедобывающей провинции самая высокая доля собственных доходов в общем объеме бюджетных поступлений (96,97%), первое место по отношению дефицита бюджета к поступлениям. Также область занимает вторую (после столицы) позицию по среднедушевым денежным доходам населения.
Тройку лидеров замыкает Санкт-Петербург, в прошлом году стоявший на втором месте. В экономике города на Неве самая высокая доля прибыльных предприятий, но рейтинг упал из-за показателя отношения задолженности по налогам к общему объему фискальных платежей (25-е место) и невысокого уровня инвестиций в основной капитал на душу населения (33,5 тыс. руб., или 11-е место).
Следует заметить, что состав лидеров почти совпадает с регионами, на которые, по оценке МЭРТ, в этом году приходится самая высокая доля инвестиций в основной капитал — Москва (12,2%), Ханты-Мансийский АО (8,4) и Санкт-Петербург (4,1%). Это служит косвенным подтверждением объективной оценки данных регионов.
По сравнению с прошлым периодом ряд областей значительно продвинулся к вершине рейтинга. Так, Сахалинская область поднялась с 32-го места на 21-е: у нее самый высокий показатель инвестиций в основной капитал на душу населения (146,4 тыс. руб.) и четвертый показатель по среднедушевым денежным доходам.
На десять позиций — с 17-й на 7-ю — поднялись показатели Самарской области. Доля собственной прибыли в общем объеме доходов региона составила 95% (5-е место), отношение дефицита бюджета к поступлениям равнялось 7,88% (3-е место).
Не совсем понятно, правда, почему разработчики рейтинга продвинули с 25-й позиции на 11-ю Томскую область. Лишь по одному параметру (доле прибыльных предприятий) она занимает 10-е место, по всем остальным показателям ее места колеблются с 14-го по 43-е.
Между тем на 12 пунктов снизился кредитный рейтинг Татарстана, занявшего 20-ю позицию вместо 8-го места в предыдущей классификации. Республику, традиционно отличающуюся благоприятным для инвесторов климатом, подвели набранные ранее займы. Отношение государственного долга к доходам бюджета без учета финансовой помощи из федерального центра составило 38,57% (68-е место). Этот показатель имеет серьезное значение для инвесторов, намеревающихся вкладывать средства в региональные долговые бумаги. А для структур, которые планируют инвестировать деньги в частный бизнес, он не столь уж важен.
Последнее место, как и в прошлом году, занимает Кабардино-Балкарская Республика. Справедливости ради отметим, что лишь по одному показателю — сальдо прибылей и убытков крупных и средних предприятий — этот регион занимает 79-е место. По двум параметрам его позиции весьма высоки (отношение текущих расходов к суммарным расходам бюджета — 12-е место, отношение дефицита бюджета к его доходам — 46-е). Поэтому здесь тоже не совсем понятно, почему составители рейтинга «задвинули» республику в конец кредитного листинга.
Составление кредитных рейтингов, безусловно, помогает отечественным и зарубежным инвесторам при определении возможных рисков, возникающих при вложении средств в тот или иной субъект Федерации. Причем если в прошлом году только 30% регионов имели рейтинги международных экспертных агентств, то в 2006 г. доля «оцененных» областей составила свыше 80%.
Однако остается невыясненным вопрос: каким образом могут более активно привлекать заемные средства субъекты РФ, которые попадают в конец рейтинговых списков? Возможно,
Минэкономразвития и Минфину стоит составить рейтинг регионов со слабыми показателями, первые места которого займут аутсайдеры роста. А затем предоставлять им госгарантии под займы, необходимые для их социально-экономического развития, ведь цели частного инвестора и государства далеко не всегда совпадают…
Критерии, определяющие финансовое состояние
● Отношение государственного долга к доходам бюджета без учета финансовой помощи из федерального центра (характеризует долговую нагрузку на бюджет, очевидно, что чем больше долг субъекта Федерации, тем выше риск неисполнения им своих обязательств).
● Доля собственных доходов регионального бюджета в общем объеме доходов (недостаток собственных доходов говорит о слабости источников формирования доходной базы области, что также приводит к увеличению вероятности невозврата долгов).
● Объем собственных доходов бюджета (абсолютный показатель, позволяющий оценить возможности региона выполнять свои обязательства по долгам).
● Отношение дефицита бюджета к доходам бюджета (свидетельствует о соответствии уровня доходов инвестиционным потребностям региона).
● Отношение текущих расходов к суммарным расходам (характеризует уровень капитальных расходов регионального бюджета).
Доля прибыльных предприятий
Позиция в исследовании |
Субъект РФ |
Доля прибыльных предприятий, % |
Относительное значение критерия |
1 |
Санкт-Петербург |
83,7 |
100,00 |
2 |
Москва |
81,7 |
97,25 |
3 |
Республика Башкортостан |
79,4 |
94,20 |
4 |
Краснодарский край |
75,6 |
89,66 |
5—6 |
Московская область |
73,1 |
86,41 |
5—6 |
Ростовская область |
73,1 |
86,41 |
7 |
Вологодская область |
72,7 |
85,24 |
8 |
Ставропольский край |
72,4 |
84,17 |
9 |
Ярославская область |
69,7 |
80,73 |
10 |
Томская область |
69,6 |
79,86 |
11 |
Тюменская область |
69,0 |
78,49 |
12 |
Чувашская Республика |
68,2 |
76,93 |
13—15 |
Калининградская область |
67,5 |
75,47 |
13—15 |
Калужская область |
67,5 |
75,47 |
13—15 |
Пермский край |
67,5 |
75,47 |
16 |
Республика Татарстан |
67,3 |
74,50 |
17 |
Саратовская область |
67,0 |
73,43 |
18 |
Хабаровский край |
66,9 |
72,56 |
19 |
Приморский край |
66,8 |
71,70 |
20—21 |
Республика Алтай |
66,7 |
70,83 |
20—21 |
Свердловская область |
66,7 |
70,83 |
22 |
Ленинградская область |
66,5 |
69,86 |
23 |
Белгородская область |
65,8 |
68,40 |
24—25 |
Рязанская область |
65,7 |
67,53 |
24—25 |
Удмуртская Республика |
65,7 |
67,53 |
26 |
Орловская область |
65,6 |
66,66 |
27—28 |
Волгоградская область |
65,2 |
65,49 |
27—28 |
Пензенская область |
65,2 |
65,49 |
29 |
Астраханская область |
65,1 |
64,62 |
30—33 |
Владимирская область |
64,8 |
63,56 |
30—33 |
Мурманская область |
64,8 |
63,56 |
30—33 |
Нижегородская область |
64,8 |
63,56 |
30—33 |
Псковская область |
64,8 |
63,56 |
34—35 |
Кемеровская область |
64,7 |
62,69 |
43—35 |
Кировская область |
64,7 |
62,69 |
36—37 |
Ивановская область |
64,6 |
61,82 |
36—37 |
Самарская область |
64,6 |
61,82 |
38 |
Красноярский край |
64,3 |
60,75 |
39 |
Новосибирская область |
64,2 |
59,89 |
40—41 |
Иркутская область |
63,8 |
58,72 |
40—41 |
Тульская область |
63,8 |
58,72 |
42 |
Республика Хакасия |
63,5 |
57,65 |
43 |
Челябинская область |
63,3 |
56,68 |
44 |
Республика Дагестан |
63,1 |
55,72 |
45—46 |
Республика Бурятия |
63,0 |
54,85 |
45—46 |
Республика Марий Эл |
63,0 |
54,85 |
47 |
Воронежская область |
62,8 |
53,88 |
48 |
Новгородская область |
62,2 |
52,52 |
49 |
Липецкая область |
61,6 |
51,15 |
50 |
Карачаево-Черкесская Республика |
61,0 |
49,79 |
51 |
Архангельская область |
60,3 |
48,32 |
52 |
Республика Коми |
59,5 |
46,76 |
53 |
Смоленская область |
59,4 |
45,89 |
54 |
Республика Мордовия |
59,3 |
45,02 |
55 |
Омская область |
59,2 |
44,16 |
56 |
Сахалинская область |
58,6 |
42,79 |
57 |
Тверская область |
58,1 |
41,53 |
58 |
Республика Саха (Якутия) |
57,7 |
40,36 |
59 |
Брянская область |
57,4 |
39,29 |
60 |
Оренбургская область |
57,3 |
38,42 |
61 |
Республика Карелия |
56,9 |
37,26 |
62 |
Курская область |
56,4 |
35,99 |
63 |
Алтайский край |
55,9 |
34,73 |
64 |
Тамбовская область |
55,3 |
33,36 |
65 |
Костромская область |
55,2 |
32,50 |
66 |
Амурская область |
54,8 |
31,33 |
67 |
Ульяновская область |
54,4 |
30,16 |
68 |
Еврейская АО |
53,8 |
28,80 |
69 |
Республика Адыгея |
52,8 |
27,04 |
70 |
Республика Тыва |
51,9 |
25,38 |
71 |
Читинская область |
51,4 |
24,11 |
72 |
Республика Калмыкия |
51,3 |
23,24 |
73 |
Курганская область |
51,1 |
22,27 |
74 |
Республика Северная Осетия—Алания |
51,0 |
21,41 |
75 |
Чукотский АО |
50,0 |
19,64 |
76 |
Магаданская область |
48,5 |
17,39 |
77 |
Камчатская область |
47,9 |
16,02 |
78 |
Кабардино-Балкарская Республика |
46,9 |
14,26 |
79 |
Республика Ингушетия |
33,3 |
0,00 |
Минимальное значение |
33,30 | ||
Максимальное значение |
83,70 | ||
Среднее значение |
62,28 |
Интегрированный уровень относительной кредитоспособности субъектов РФ
Позиция в исследовании по итогам 2005 г. |
Позиция в исследовании по итогам 2004 г. |
Субъект РФ |
Относительный уровень кредито-способности по финансовым показателям |
Относительный уровень кредито-способности по экономическим показателям |
Интегрирован-ный уровень относительной кредитоспо-собности |
1 |
1 |
Москва |
86,22 |
94,82 |
90,09 |
2 |
6 |
Тюменская область |
92,05 |
80,63 |
86,91 |
3 |
2 |
Санкт-Петербург |
85,82 |
79,62 |
83,03 |
4 |
5 |
Пермский край |
84,64 |
73,59 |
79,67 |
5 |
7 |
Свердловская область |
84,70 |
67,37 |
76,90 |
6 |
4 |
Вологодская область |
74,08 |
77,89 |
75,79 |
7 |
17 |
Самарская область |
80,29 |
63,24 |
72,62 |
8 |
10 |
Республика Башкортостан |
77,22 |
64,27 |
71,39 |
9 |
11 |
Краснодарский край |
69,49 |
68,56 |
69,07 |
10 |
3 |
Липецкая область |
73,20 |
63,83 |
68,99 |
11 |
25 |
Томская область |
64,49 |
70,89 |
67,37 |
12 |
18 |
Омская область |
72,84 |
60,62 |
67,34 |
13 |
9 |
Челябинская область |
78,00 |
53,46 |
66,96 |
14 |
13 |
Ростовская область |
68,44 |
64,00 |
66,45 |
15 |
21 |
Республика Коми |
69,11 |
62,79 |
66,27 |
16 |
24 |
Калининградская область |
62,88 |
67,24 |
64,84 |
17 |
16 |
Белгородская область |
62,17 |
67,30 |
64,48 |
18 |
12 |
Московская область |
57,09 |
71,77 |
63,70 |
19 |
19 |
Ленинградская область |
60,23 |
67,57 |
63,53 |
20 |
8 |
Республика Татарстан |
53,69 |
73,56 |
62,63 |
21 |
32 |
Сахалинская область |
64,68 |
59,31 |
62,26 |
22 |
26 |
Республика Хакасия |
66,58 |
56,80 |
62,18 |
23 |
34 |
Мурманская область |
67,21 |
53,48 |
61,03 |
24 |
22 |
Приморский край |
63,32 |
57,36 |
60,64 |
25 |
31 |
Калужская область |
57,50 |
63,78 |
60,33 |
26 |
20 |
Ставропольский край |
58,76 |
62,14 |
60,28 |
27 |
28 |
Удмуртская Республика |
61,43 |
58,46 |
60,09 |
28 |
42 |
Ярославская область |
56,77 |
63,24 |
59,68 |
29 |
15 |
Красноярский край |
58,91 |
60,41 |
59,59 |
30 |
52 |
Новгородская область |
61,32 |
57,14 |
59,44 |
31 |
33 |
Кемеровская область |
59,21 |
59,39 |
59,29 |
32 |
39 |
Иркутская область |
62,46 |
52,50 |
57,98 |
33 |
55 |
Республика Карелия |
63,77 |
50,35 |
57,73 |
34 |
44 |
Архангельская область |
53,69 |
62,31 |
57,57 |
35 |
14 |
Оренбургская область |
59,63 |
53,85 |
57,03 |
36 |
23 |
Республика Мордовия |
60,15 |
52,81 |
56,85 |
37 |
46 |
Смоленская область |
65,60 |
46,10 |
56,83 |
38 |
29 |
Рязанская область |
57,91 |
55,49 |
56,82 |
39 |
38 |
Владимирская область |
62,68 |
48,52 |
56,31 |
40 |
35 |
Курская область |
68,76 |
40,20 |
55,91 |
41 |
41 |
Волгоградская область |
51,07 |
61,33 |
55,68 |
42 |
30 |
Нижегородская область |
51,65 |
60,21 |
55,50 |
43 |
36 |
Саратовская область |
54,60 |
55,69 |
55,09 |
44 |
40 |
Хабаровский край |
45,02 |
61,63 |
52,49 |
45 |
49 |
Новосибирская область |
51,02 |
53,82 |
52,28 |
46 |
58 |
Амурская область |
55,32 |
46,71 |
51,45 |
47 |
43 |
Чувашская Республика |
42,26 |
62,54 |
51,39 |
48 |
48 |
Республика Саха (Якутия) |
45,38 |
58,65 |
51,35 |
49 |
51 |
Воронежская область |
58,05 |
42,18 |
50,91 |
50 |
45 |
Кировская область |
55,63 |
43,86 |
50,34 |
51 |
47 |
Тульская область |
53,85 |
41,61 |
48,34 |
52 |
60 |
Еврейская АО |
48,42 |
47,78 |
48,13 |
53 |
37 |
Астраханская область |
44,67 |
51,99 |
47,96 |
54 |
59 |
Республика Бурятия |
42,35 |
54,48 |
47,81 |
55 |
62 |
Псковская область |
42,89 |
53,56 |
47,69 |
56 |
65 |
Ивановская область |
53,44 |
40,52 |
47,63 |
57 |
56 |
Тамбовская область |
52,47 |
39,82 |
46,78 |
58 |
27 |
Чукотский АО |
36,61 |
59,19 |
46,77 |
59 |
54 |
Тверская область |
49,80 |
42,93 |
46,71 |
60 |
53 |
Пензенская область |
46,21 |
45,91 |
46,07 |
61 |
50 |
Орловская область |
39,59 |
52,44 |
45,37 |
62 |
66 |
Республика Марий Эл |
49,48 |
38,50 |
44,54 |
63 |
61 |
Республика Дагестан |
34,51 |
54,91 |
43,69 |
64 |
72 |
Ульяновская область |
49,96 |
31,82 |
41,80 |
65 |
69 |
Курганская область |
45,56 |
32,86 |
39,85 |
66 |
68 |
Читинская область |
45,35 |
29,18 |
38,07 |
67 |
70 |
Алтайский край |
41,99 |
32,89 |
37,90 |
68 |
73 |
Республика Адыгея |
39,26 |
36,15 |
37,86 |
69 |
57 |
Республика Алтай |
26,79 |
50,74 |
37,57 |
70 |
74 |
Карачаево-Черкесская Республика |
36,44 |
38,17 |
37,22 |
71 |
63 |
Брянская область |
35,58 |
38,83 |
37,04 |
72 |
67 |
Костромская область |
30,89 |
37,71 |
33,96 |
73 |
77 |
Магаданская область |
30,30 |
36,81 |
33,23 |
74 |
78 |
Республика Тыва |
35,57 |
28,72 |
32,48 |
75 |
71 |
Республика Ингушетия |
40,60 |
18,08 |
30,47 |
76 |
75 |
Республика Северная Осетия – Алания |
20,84 |
34,32 |
26,91 |
77 |
64 |
Республика Калмыкия |
36,44 |
8,50 |
23,87 |
78 |
76 |
Камчатская область |
10,06 |
36,84 |
22,11 |
79 |
79 |
Кабардино-Балкарская Республика |
19,57 |
19,15 |
19,38 |
Критерии, определяющие уровень экономического развития
● Отношение задолженности по налогам к объему налоговых платежей (определяет качество функционирования налоговой системы субъекта Федерации, что, в свою очередь, напрямую связано с формированием доходов регионального бюджета).
● Доля прибыльных предприятий в общем количестве компаний, зарегистрированных на территории региона (характеризует уровень поступления налога на прибыль в доходную часть бюджета, на который приходится значительная доля его суммарных поступлений).
● Сальдо прибылей и убытков крупных и средних предприятий (также свидетельствует об уровне поступлений налога на прибыль в региональный бюджет).
● Среднедушевые денежные доходы населения (косвенно определяют уровень поступлений налога на доходы физических лиц, которые занимают значительную долю в бюджетных поступлениях).
● Инвестиции в основной капитал на душу населения (характеризуют инвестиционный климат в субъекте РФ).