При проведении внешнеэкономических операций существует специфика налогообложения — уплата налога на добавленную стоимость (НДС) при экспорте товаров, работ и услуг, которая должна приниматься во внимание еще на стадии подготовки и подписания контрактов. Это положение касается в основном двух моментов: уплаты и возврата НДС при экспорте, а также уплаты этого налога при экспортных операциях в случаях получения авансовых платежей от иностранных заказчиков в счет будущих поставок товаров.
Сравним некоторые формулировки, изложенные в отдельных статьях Налогового кодекса РФ, имеющие весьма противоречивый характер. Так, в подп. 1 и 2 п. 2 ст. 151 отмечается: 1) «при вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации в таможенном режиме экспорта налог не уплачивается…; 2) при вывозе товаров за пределы таможенной территории РФ в таможенном режиме реэкспорта уплаченные при ввозе на таможенную территорию РФ суммы налога возвращаются налогоплательщику в порядке, предусмотренном таможенным законодательством РФ».
Положения четко говорят об освобождении операций от НДС. Но п. 2 ст. 149, в которой говорится об операциях, не подлежащих налогообложению (освобождению от налогов), гласит: «Освобождение от налогообложения в соответствии с положениями настоящей статьи не применяется при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров». Можно сделать вывод о том, что российские организации (резиденты), занимающиеся посреднической деятельностью на внешнем рынке, от уплаты НДС не освобождаются. Напомним, что ФЗ от 08.12.2003 № 164-ФЗ об основах госрегулирования внешнеторговой деятельности устанавливает равенство и недискриминацию участников внешней торговли независимо от форм собственности и сферы деятельности.
В Налоговом кодексе эти положения, как видно, не учтены. Многие российские производители (изготовители) товаров на экспорт в настоящее время предпочитают работать через посредников — как независимых, так и созданных ими же в качестве дочерних компаний, подпадающих под действие НК РФ как посредники и обязанных уплачивать НДС при экспорте товаров.
В развитие приведенных положений отметим обстоятельство, изложенное в ст. 164 «Налоговые ставки». В ней говорится, что обложение товаров, помещаемых под режим экспорта при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории и представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, производится по ставке 0%. Это значит, что при экспорте товаров НДС необходимо уплатить, а после их фактического вывоза представить в налоговые органы документы для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки, то есть получения возврата НДС. Возврат должен быть произведен не позднее 3 месяцев со дня представления отдельной налоговой декларации и документов.
Добросовестные экспортеры из-за препятствий, чинимых налоговыми и таможенными органами, не могут получить возврат НДС на законных основаниях в течение года и более, поскольку схема возврата сильно усложнена. На протяжении последних лет и в федеральных органах власти, и среди бизнесменов постоянно обсуждается вопрос: платить или отменить НДС при экспорте товаров? Его уплата изымает из оборотного капитала резидента немалые суммы на срок до 3 месяцев (а зачастую и гораздо больше), которые могли бы принести существенный доход. Все это ставит резидента в весьма затруднительное финансовое положение.
Кроме того, можно обратиться и к Постановлению Правительства России от 21.08.2001 № 602 «Об утверждении Порядка определения налоговой базы при исчислении НДС по авансовым или иным платежам...». В нем предусмотрено, что авансовые платежи, полученные в счет предстоящих поставок на экспорт, не включаются в налоговую базу по НДС только после документального подтверждения организациями-экспортерами их поступления.
Для подтверждения этих платежей организация обязана представить в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией ряд документов (см. плашку).
В случае неподтверждения в установленном порядке применения нулевой ставки при экспорте товаров, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше 6 месяцев, в счет оплаты которых были получены авансовые или иные платежи, а также в случае поставок на экспорт товаров раньше, чем через 6 месяцев после перечисления авансовых платежей организации-изготовителю, эти товары подлежат обложению НДС в соответствии с законодательством РФ.
Выводы:
● Указанное Постановление Правительства уравнивает интересы производителей-экспортеров и посредников-экспортеров, но только применительно к экспорту товаров с длительным (свыше 6 мес.) циклом изготовления и входящих в перечень, утвержденный Правительством.
● Авансовые платежи в счет предстоящих поставок обычных товаров на экспорт согласно контрактам подлежат обложению НДС.
● Поскольку Постановление относится только к экспорту товаров, указанных в прилагаемом к нему перечне, то поступление авансовых платежей по контрактам от иностранных заказчиков на счета российских организаций в уполномоченных банках в счет выполняемых за рубежом работ и оказываемых услуг подлежит обложению НДС.
Согласованные в контрактах суммы авансовых платежей чаще всего направляются в качестве частичной предоплаты производителям товаров. Их размеры тщательно рассчитываются и согласовываются с иностранными заказчиками. Уплата НДС при поступлении авансовых платежей отрицательно сказывается на предварительном финансировании изготовления товаров на экспорт. Особенно это отражается на финансовой деятельности российских экспортеров, участвующих в строительстве, реконструкции, модернизации крупных объектов за рубежом, авансовые платежи по которым достигают нескольких миллионов долларов.
Но возникает вопрос: как можно уплачивать НДС в тот момент, когда самой добавленной стоимости не существует в природе? Ответ на него очень хотелось бы увидеть в законодательстве.
Документы для налоговой
Контракт экспортера; контракт организации-комиссионера; выписка банка, подтверждающая поступление на счет организации-экспортера в российском банке авансовых или иных платежей от иностранного лица; выписка банка, подтверждающая поступление на счет организации-комиссионера в российском банке авансовых платежей от иностранного лица в счет предстоящих поставок товаров на экспорт, и выписка банка, подтверждающая перечисление авансовых платежей со счета организации-комиссионера на счет организации-экспортера в российском банке (в случае поставок на экспорт товаров по договору комиссии или договору поручения), а также справка Минпромэнерго РФ, подтверждающая длительность производственного цикла изготовления, реализуемых на экспорт товаров с указанием их наименования, срока изготовления, кода ТН ВЭД, номер и даты контракта. Этот документ выдается экспортеру в 2-недельный срок со дня обращения.