Стройотряды считаются явлением советского прошлого, но для многих сегодняшних студентов они и сейчас являются школой жизни, которая дает необходимые знания и навыки для того, чтобы впоследствии стать менеджером высшего звена или открыть собственное дело.
Согласно социологическим опросам для получения дополнительного заработка молодежь сегодня работает в студенческих отрядах, которые комплектуются из студентов вузов и учащихся среднеспециальных заведений.
Стройотряды предназначены не только для трудоустройства, профессиональной и социальной адаптации молодежи в современных условиях, но и для выявления управленческих качеств.
Мотивация для работы в молодежном стройотряде у всех разная, но в основном это возможность получения специальности (практика по основной получаемой специальности; дополнительная специальность с целью получения стабильного заработка в будущем; перемены специальности), самоутверждение, чувство коллективизма (любовь, дружба, общие идеи группы).
У многих на первый план выходит фактор возможного карьерного роста (быть замеченным администрацией вуза, общественностью, профкомом, студсоветом, возможность создания в будущем собственного дела и т. д.).
Состав стройотряда
Структура сегодняшнего стройотряда состоит из следующих звеньев.
Боец — это основа любого студенческого отряда.
Комиссар — заместитель командира по внутриотрядной деятельности, назначается командиром отряда из числа бойцов.
Бригадир — руководитель и организатор производственной деятельности на конкретном участке работ. Может назначаться из числа лучших бойцов предыдущего выезда. Он:
● производит оперативное руководство бригадой на объекте;
● несет полную ответственность за качество и сроки выполняемых работ;
● сдает объект заказчику и т.д.
Командир — осуществляет общее руководство отрядом как на выезде, так и в подготовительный период.
Командир отряда является материально ответственным лицом и несет ответственность за сохранность помещений и имущества, предоставленного отряду по акту. Он ведет журнал финансово-хозяйственной деятельности отряда и другие нормативные документы, регулирующие деятельность отряда и т. д.
Права и обязанности каждого члена отряда более подробно оговариваются при заключении договора в индивидуальном порядке. В некоторых случаях договор не заключается. Тогда желающие работать в стройотряде подают заявление установленной формы в профсоюз или студенческий союз данного вуза.
В некоторых вузах структура отряда упрощенная: создается примерно 3—4 отряда, в каждом из которых 10—15 человек. Во главе каждого отряда стоит бригадир или командир.
Быть лидером
Как отметил Идрис Цечоев, командир молодежно-строительного отряда МГУ им. М. В. Ломоносова, аспирант кафедры мировой и российской политики философского факультета, командиром может стать любой стройотрядовец, но при этом он должен обладать такими качествами, как ответственность, пунктуальность, аккуратность, обязательность, организаторскими и лидерскими способностями, а также бережно обращаться с вверенным имуществом.
Командир должен не только показывать пример остальным бойцам в работе, но и заниматься административной работой: договариваться с различными хозяйственными службами для оперативного выполнения работы, решать возникающие проблемы с заказчиком, распределять зарплату и т.д.
Командир также имеет право на поощрение и наказание бойцов. Только при 100%-ном выполнении отрядом всего объема работ заказчиком производится оплата в установленном размере. В противном случае заработная плата уменьшится пропорционально не сделанному.
В среднем по итогам работы сезона 2005 года заработная плата бойца при условии выполнения плановых объемов работ составила от 20 000 до 35 000 рублей.
Но главное — это воспитательная работа. Важно показать студентам, насколько значима его работа для вуза, общества, страны.
Школа командиров
Успешность деятельности молодежных строительных отрядов, как определила Красноярская городская молодежная общественная организация «Центр», зависит от подготовки их командиров, а значит, от умения:
● вести учет рабочего времени каждого члена бригады;
● вести учет объема выполненных работ;
● проводить работу по поддержанию дисциплины на рабочем месте;
● создать условия для коллективных коммуникаций.
Эти задачи можно решить, организовав школу линейных отрядов. Для этого нужно осуществить отбор кандидатов и подготовить их на должность командиров.
Умение взаимодействовать с хозяйственными структурами, налаживать контакты с менеджерами предприятий, управленческие навыки и лидерские качества — все это позволяет нынешним командирам молодежных строительных отрядов через некоторое время открыть свой бизнес.