Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) обратилась в Минпромторг России с письмом «Об угрозе для производства, ввоза и реализации товаров, подлежащих исследованию на предмет энергоэффективности». В нем профессиональное объединение предупредило промышленно-торговое ведомство, что предусмотренные законом об энергосбережении и приказом министерства новые правила работы, которые начнут действовать с 1 января 2011 г., могут вызвать коллапс на рынке бытовой техники. Чтобы его избежать, участники рынка предложили чиновникам принять ряд мер, в частности разрешить определять класс энергоэффективности товара на основании данных производителя.
Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» устанавливает, что с 1 января 2011 г. в технической документации, маркировке и этикетках продаваемой бытовой техники должна быть указана информация о классе ее энергетической эффективности. Если эти данные отсутствуют, то холодильники, стиральные и посудомоечные машины, кондиционеры, электроплиты, микроволновые печи, телевизоры, электроотопительные и водонагревательные приборы и лампы не могут производиться, ввозиться и продаваться на территории России. С 1 января 2012 г. это правило распространится на компьютерные мониторы, принтеры, копировальные аппараты и лифты.
Во исполнение данного закона Минпромторг подготовил приказ от 29.04.2010 № 357 , содержащий правила определения класса энергетической эффективности товаров бытовой техники, гармонизированные, по мнению ведомства, с европейскими стандартами. Однако участники рынка уверены, что заявленный Правительством РФ вектор на гармонизацию с европейскими стандартами в сфере энергосбережения пока в правилах, утвержденных промышленно-торговым ведомством, не нашел отражения. В письме РАТЭК, в частности, говорится, что класс энергоэффективности во всем мире определяется на основании собственных исследований производителей, в то время как Минпромторг утвердил, что данный показатель должен выводиться на основании расчетов специальных аккредитованных лабораторий.
Приказ Минпромторга невыполним
Ответственность за нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергоэффективности предусмотрена ст. 9.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В частности, выпуск производителем, ввоз на территорию РФ импортером, а также реализация продавцом товара без включения информации о классе его энергоэффективности влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 15 000 руб. Такой же штраф с конфискацией товаров предусмотрен для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Юридические лица ждет административное наказание в размере от 100 000 до 150 000 руб. с конфискацией товаров.
Участники рынка бытовой техники подчеркнули, что следовать правилам, утвержденным Минпромторгом, невозможно, так как на сегодняшний день нет ни методик определения класса энергоэффективности, ни специализированных лабораторий. Следовательно, если документ не будет изменен, то с 1 января 2011 г. бытовая техника исчезнет с прилавков магазинов.
Доводы РАТЭК, изложенные в письме, показались чиновникам убедительными. 3 августа Минпромторг организовал совещание, пригласив представителей РАТЭК, а также крупнейших участников рынка, таких как Sony, Samsung, LG, Panasonic и «М.Видео». В ходе встречи заместитель министра промышленности и торговли РФ Андрей Дементьев пообещал, что проблем с поставками бытовой техники в Россию не будет. Чтобы избежать коллапса, А. Дементьев предложил внести поправки в приказ Минпромторга, устанавливающие, что определение класса энергетической эффективности товара осуществляется производителем или импортером. По словам заместителя руководителя промышленно-торгового ведомства, данная схема определения класса энергоэффективности является оптимальной и снимает все опасения участников рынка. С одной стороны, такой порядок позволит обеспечить полную прозрачность рынка для потребителя и стимулировать выход на рынок наиболее энергоэффективного оборудования, а с другой — не создаст никакого дополнительного обременения для производителей, импортеров и розничных продавцов бытовой техники.
Европейские эксперты предложили помощь
Впрочем, эксперты сомневаются, что Минпромторг сможет снять все опасения участников рынка бытовой техники не только на словах, но и на деле. 5 августа Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) выпустила письмо, в котором заявила о готовности оказать помощь российским властям в корректировке правил определения класса энергоэффективности бытовой техники. «Ассоциация европейского бизнеса приветствует усилия российских властей, направленные на формирование обязательных для всех участников рынка бытовой техники правил информирования потребителей о параметрах энергопотребления продукции… Вместе с этим у АЕБ есть содержательные опасения относительно того, что недостаточно продуманные меры, предполагаемые к проведению в чересчур сжатые сроки, могут не решить поставленные задачи, а также дискредитировать идею повышения энергоэффективности как чрезвычайно полезной для общества инициативы и нанести существенный ущерб отрасли», — говорится в открытом письме европейского профессионального объединения.
Представители АЕБ пришли к выводу, что в российские правила нужно внести следующие изменения. Во-первых, изготовители должны декларировать параметры энергопотребления и технические характеристики продукции под свою ответственность. Во-вторых, до минимума должен быть сокращен перечень обязательных носителей информации об энергоэффективности. В-третьих, АЕБ считает целесообразным применять для выполнения российских требований существующие европейские и международные стандарты и методики измерений, если их гармонизированные российские аналоги отсутствуют. И наконец, европейские эксперты предложили исключить из перечня подлежащей обязательной маркировке наклейкой энергоэффективности продукцию, которая в настоящее время еще не является объектом маркировки в других странах.
Промышленное производство бытовой техники в 1-м полугодии 2010 г.
|
1-е полугодие
|
Июнь 2010 г. в % к |
1-е полугодие 2010 г.
| |
июню 2009 г. |
маю 2010 г. | |||
Холодильники и морозильники бытовые, млн штук |
1,4 |
138,6 |
122,7 |
116,8 |
Бытовые стиральные машины, тыс. штук |
997 |
142,9 |
169,1 |
110,5 |
Источник: РОССТАТ
К сведению
По расчетам DISCOVERY Research Group, в 2010 г. рынок бытовой техники начнет восстанавливаться, увеличившись на 5% по сравнению с 2009 г. В дальнейшем рынок бытовой техники будет расти на 10—15% в год, так что к 2012 г. удастся достичь докризисных объемов рынка. В прошлом году объем рынка бытовой техники в России упал на 25% — до 8,1 млрд долл. В 2008 г. продажи бытовой техники в стране составили 10,8 млрд долл., что на 10% больше, чем в 2007 г.
Вместе с падением объема рынка бытовой техники снизилось отечественное производство. Так, по расчетам аналитиков, основывающимся на данных ФСГС России, в период с 2000 по 2008 г. производство всех видов стиральных машин в России выросло в 3,4 раза — с 803 700 штук до 2 663 699 штук. Среднегодовой темп прироста за семь лет составил 12% в год. Однако уже в 2008 г. начался спад и производство снизилось на 1,6% — до 2663 штук. По итогам 2009 г. в России было произведено на 14% меньше стиральных машин, чем год назад.
На фоне сокращения производства увеличились цены. По данным РАТЭК, в 2008-м бытовая техника подорожала только на 8%. Цены на электронику и бытовую технику в российских магазинах неуклонно росли на протяжении всего 2009 г., несмотря на то что ретейлеры прилагают значительные усилия по сокращению издержек и оптимизации расходов. В 2009-м цены повысились на 15—20% на фоне снижения потребительской активности.
О том, что рынок бытовой техники восстанавливается, свидетельствуют данные о предварительных результатах работы за шесть месяцев 2010 г., опубликованные двумя лидерами российского рынка по итогам 2009 г. — сетями «Эльдорадо» и «М.Видео». Так, в отчетности «Эльдорадо» говорится, что доля компании среди крупных федеральных сетей в области электроники, компьютерной и бытовой техники, а также телекоммуникаций (по оценке GfK) в последнюю неделю июня достигла 35%, что является абсолютным историческим рекордом для компании.
«Результаты за шесть месяцев 2010 г. превзошли наши планы и показатели за тот же период прошлого года. По предварительным данным, выручка „Эльдорадо“ составила 35,5 млрд руб. без НДС. Выручка „Эльдорадо“ за шесть месяцев 2010 г. выросла на 7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Продажи сопоставимых магазинов увеличились на 14%. Данные результаты были достигнуты несмотря на то, что компания в рамках реорганизации закрыла целый ряд нерентабельных магазинов», — сообщил генеральный директор компании «Эльдорадо» Каха Кобахидзе.
Увеличение розничных продаж на 7% в 1-м полугодии 2010 г. отметили и в компании «М.Видео». «Мы очень довольны результатами работы сети в II квартале этого года, ростом выручки и особенно положительной динамикой продаж сопоставимых магазинов, которые выросли на 11%. Высокие показатели II квартала — очень хороший знак для рынка электроники в целом», — заявил президент ОАО «Компания „М.Видео“» Александр Тынкован.