Сэкономить на налогообложении можно и вполне легальным способом. Например, тщательно продумав все свои платежи на будущий год. Эта статья поможет бухгалтеру систематизировать налоговое планирование на предприятии.
Сроки для бюджета предприятия
Налоговое планирование является функцией управленческого учета. Большая часть данных для целей налогового планирования формируется в бухгалтерском учете, а некоторая - специально создается в управленческом учете.
Переход от налогового учета к налоговому планированию необходим в условиях внедрения управленческого учета и применения бюджетирования.
Для планирования налогового бюджета необходимы плановые и фактические (бухгалтерские) данные об объемах продаж, покупок, капитальных вложений и других объектах учета (фактах хозяйственной жизни), которые являются значимыми для целей налогообложения. Планирование налогового бюджета осуществляется не менее чем за месяц до начала следующего года.
Налоговый бюджет планируют на основании принятой налоговой политики, амортизационной политики, данных бухгалтерского учета и расчетов налогооблагаемых баз в следующие сроки:
- до 1 декабря года, предшествующего планируемому, - для годового планирования;
- до 1-го числа третьего месяца предшествующего квартала - для квартального планирования;
- до 20-го числа предшествующего месяца - для месячного планирования.
Этап 1. Анализ налогооблагаемых объектов
Этот анализ носит характер детальной инвентаризации установленных и уплачиваемых налогов, взносов и сборов отдельно по федеральному и местному законодательству.
Анализ должен дать ответы на ряд вопросов.
1. Входит ли предприятие в состав налогоплательщиков по каждому из установленных налогов?
2. Имеются ли облагаемые налогами объекты и каковы они по своим характеристикам? Совпадает ли полностью характеристика налогооблагаемых объектов в законе и в конкретной деятельности предприятия по каждому из установленных налогов?
3. Имеются ли вычеты - какие и в каком размере?
4. Подпадают ли имущество и операции предприятия под обложение конкретным налогом?
5. Имеются ли льготы по уплате налогов и каковы условия применения льгот, что необходимо сделать для обеспечения применения льгот?
Рекомендуется провести анализ с участием аудиторов и юристов, для того чтобы предприятие могло оценить риски, возникающие вследствие того или иного толкования законов, и принять обоснованное решение по налогооблагаемым объектам, необлагаемым операциям и льготам.
Этап 2. Подготовка связанных бюджетов
Планирование налогового бюджета связано с разработкой основных (операционных) бюджетов (смет) по выделенным центрам ответственности.
Для планирования налогового бюджета необходимы данные по операционным бюджетам (сметам):
- продаж;
- закупок материалов;
- расходования материалов;
- закупок работ и услуг;
- расходов на оплату труда;
- социальных выплат и льгот;
- инвестиций.
Детализация учета хозяйственных операций в бюджетах (сметах) должна обеспечить расчет налогооблагаемых объектов. Например, для планирования доходов от реализации к расчету налога на прибыль в бюджете продаж выделяются доходы в соответствии с классификацией доходов в гл. 25 НК РФ. Если налоговый учет ведется на счетах бухгалтерского учета и применяются алгоритмы корректировок доходов и расходов, то планируемый налог на прибыль можно рассчитать более точно и с меньшими затратами времени.
В свою очередь, налоговый бюджет используется для составления финансового прогноза отчета о прибылях и убытках, прогнозного бухгалтерского баланса и бюджета движения денежных средств.
В процессе разработки финансовых бюджетов предварительные расчеты показателей налогового бюджета могут измениться, так как последовательное согласование статей финансовых бюджетов часто приводит к изменению доходов, расходов и статей баланса.
Этап 3. Расчеты по видам налогов
Планирование налогового бюджета ведется раздельно по каждому налогу. Налог рассчитывается по налогооблагаемым операциям и объектам налогообложения, установленным законодательством. Порядок планирования и расчета налогов мы рассмотрим на примере налога на добавленную стоимость (табл. 1).
Таблица 1
Планирование НДС
N
|
Объекты налогообложения, операции,
|
Облагаемая
|
Ставка
|
Планируемая
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Объекты налогообложения | ||||
1 |
Реализация товаров, работ, услуг |
|
18 |
|
2 |
Реализация товаров, работ и услуг на
|
|
0 |
|
3 |
Реализация продовольственных товаров |
|
10 |
|
4 |
Реализация товаров для детей |
|
10 |
|
5 |
Передача имущественных прав |
|
18 |
|
6 |
Передача товаров, выполнение работ,
|
|
18 |
|
7 |
Выполнение строительно-монтажных работ
|
|
18 |
|
8 |
Ввоз товаров на таможенную территорию |
|
18 |
|
9 |
Ввоз товаров на таможенную территорию |
|
10 |
|
10 |
Реализация работ и услуг на территории
|
|
18 |
|
11 |
Стоимость обработки давальческого
|
|
18 |
|
12 |
Сумма вознаграждения по договору
|
|
18 |
|
13 |
Суммы авансовых платежей |
|
18 |
|
Операции, освобождаемые от налогообложения | ||||
1 |
Реализация медицинских товаров |
|
X |
|
2 |
Реализация услуг по предоставлению в
|
|
X |
|
3 |
Реализация долей в уставном капитале |
|
X |
|
Не подлежат налогообложению | ||||
1 |
Ввоз товаров в качестве безвозмездной
|
|
X |
|
Итого облагаемая база |
X |
|
| |
НДС к вычету | ||||
1 |
Суммы НДС, предъявленные и уплаченные
|
|
X |
|
2 |
Суммы НДС, уплаченные при ввозе
|
|
X |
|
3 |
НДС на возврат товаров в течение
|
|
X |
|
4 |
Суммы НДС при проведении капитального
|
|
X |
|
5 |
Суммы НДС по товарам, работам и
|
|
X |
|
6 |
Суммы НДС, исчисленные при выполнении
|
|
X |
|
7 |
Суммы НДС по расходам на командировку |
|
X |
|
8 |
НДС с суммы авансовых платежей |
|
X |
|
Итого вычетов |
X |
|
|
НДС планируют на основе:
- бюджета продаж, в котором выделяются продажи по видам деятельности, облагаемым НДС по различным ставкам и не облагаемым НДС;
- бюджета покупок;
- сметы расходования материалов на производство и бюджета инвестиций.
Расчет налога проводится на основе налогооблагаемых баз и ставок налога в соответствии с бюджетом продаж. Суммы НДС к вычету рассчитываются по бюджету закупок, бюджету инвестиций и смете расходования материалов.
Некоторые налогооблагаемые объекты нельзя спланировать заранее, например, реализацию предметов залога, передачу товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации. Поэтому планируемые и фактически облагаемые НДС операции будут различаться.
Расчет налогообложения и операций, не подлежащих налогообложению, зависит от принятой учетной политики для целей налогообложения.
Поскольку с 2006 г. на уровне законодательства установлен момент определения налоговой базы по НДС по мере отгрузки и по предъявлении расчетных документов, то налогооблагаемая база имеет одинаковое значение объемов продаж с бюджетом продаж.
Методика расчета других налогов и взносов, которые должно уплачивать предприятие, идентична методике расчета НДС по налогооблагаемым объектам. На основе расчета каждого налога и взноса составляется налоговый бюджет в целом. Рассчитанные плановые суммы налогов переносятся в налоговый бюджет.
Для целей планирования в налоговом бюджете также указываются фактические значения сумм начисленных налогов в отчетном (прошлом) году. Форма налогового бюджета представлена в табл. 2.
Таблица 2
Налоговый бюджет
N
|
Виды налогов, сборов и платежей |
Фактические
|
Плановый объем | |
всего
|
в том числе
| |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
НДС |
|
|
|
|
- начисленный |
|
|
|
- к вычету |
|
|
| |
- к уплате |
|
|
| |
2 |
Налог на имущество |
|
|
|
3 |
Транспортный налог |
|
|
|
4 |
Налог на прибыль |
|
|
|
5 |
Лесной налог (лесные подати) |
|
|
|
6 |
Водный налог (плата за пользование
|
|
|
|
7 |
Экологический налог (плата за
|
|
|
|
8 |
Налог на доходы физических лиц |
|
|
|
9 |
Единый социальный налог |
|
|
|
- взносы на обязательное пенсионное
|
|
|
| |
страховая часть |
|
|
| |
накопительная часть |
|
|
| |
- взносы в ФСС |
|
|
| |
- взносы в ФОМС |
|
|
| |
10 |
Взнос на обязательное страхование от
|
|
|
|
11 |
Плата за землю |
|
|
|
Итого: |
|
|
| |
Справочно: налогооблагаемые объекты | ||||
1 |
Объем продаж (без НДС) |
|
|
|
|
Стоимость оплаченных материалов,
|
|
|
|
2 |
Остаточная стоимость облагаемого
|
|
|
|
3 |
Суммарная мощность двигателей
|
|
|
|
4 |
Сумма облагаемых доходов/расходов |
|
|
|
|
Сумма облагаемой прибыли |
|
|
|
5 |
Стоимость лесопорубочных билетов |
|
|
|
6 |
Объем воды, забранный из водного
|
|
|
|
7 |
По специальному расчету |
|
|
|
8 |
Доходы налогоплательщиков в денежной
|
|
|
|
9 |
Сумма оплат и иных вознаграждений,
|
|
|
|
10 |
Выплаты в пользу работников, за
|
|
|
|
11 |
Площадь земельных участков по
|
|
|
|
12 |
Стоимость реализованных физическим
|
|
|
|
Этап 4. Распределение платежей по срокам уплаты налогов и сборов
Первоначально делается расчет платежей на год, затем на квартал, а после на месяц. Для расчета периодичности уплаты налогов и взносов составляется календарь налоговых платежей на год, квартал, месяц. В месячном или квартальном расчете определяется срок уплаты налога, установленного законом (например, 20-го числа месяца, следующего за отчетным).
Суммы налоговых платежей, взносов и сборов распределяются по срокам их уплаты в соответствии с порядком, установленным законодательством РФ. Календарь налоговых платежей по конкретным датам составляется в бюджете движения денежных средств с помощью специальных программ автоматизированного расчета денежных потоков.
В календаре или бюджете движения денежных средств отражаются суммы и сроки уплаты налогов, сборов и взносов с учетом нерабочих и праздничных дней, а также сроков возмещения НДС при поставке на экспорт, которые могут достигать трех месяцев.
Конечно, каждое предприятие заинтересовано в эффективном использовании своих финансовых ресурсов и не желает уплачивать налоги раньше установленного срока. По результатам планирования календаря налоговых платежей может сложиться такая ситуация, что в пик уплаты налогов и взносов сумма поступлений денежных средств будет наименьшей.
В этом случае финансовый отдел (департамент) будет принимать решение о необходимости накопления средств или их заимствования и очередности платежей в соответствии с установленными сроками уплаты.
Этап 5. Последовательная итерация финансовых бюджетов
Налоговый бюджет и календарь налоговых платежей передаются в финансовый отдел для составления финансовых сводных бюджетов (прогнозного отчета о прибылях и убытках, бюджета движения денежных средств и прогнозного бухгалтерского баланса).
Отчет о прибылях и убытках имеет незавершенный вид до тех пор, пока не будут закончены расчеты по налогу на имущество (который рассчитывается после составления прогнозного баланса и связан с планом капитальных вложений - бюджетом инвестиций) и налогу на прибыль. Расчет налога на имущество завершается только после составления прогнозного агрегированного баланса и бюджета инвестиций. По незавершенному расчету прогнозного отчета о прибылях и убытках предварительно определяется сумма чистой прибыли. На основе бюджета амортизации и расчетов чистой прибыли планируются объем капитальных вложений и план закупок оборудования, который является основой для разработки бюджета инвестиций.
После расчета налога на имущество и налога на прибыль корректируется прогнозный отчет о прибылях и убытках и составляется окончательный вариант прогнозного бухгалтерского баланса.
Прогноз бухгалтерского баланса составляется на основе прогнозируемых изменений: внеоборотных и оборотных активов, сумм обязательств, капитала, планируемой прибыли, а также установленных целевых нормативов по ликвидности баланса и финансовой устойчивости.
Процесс планирования бюджетов требует значительного количества согласований по горизонтальным и вертикальным каналам управления и обусловлен последовательными итерациями - повторением операций с целью постепенного приближения к итоговому результату.
После расчета и согласования всех бюджетов составляется бюджет движения денежных средств (БДДС). В БДДС отражаются все виды поступлений (доходов) и все виды расходов. Обратите внимание: БДДС связан с формой N 4 бухгалтерской отчетности "Отчет о движении денежных средств".
Этап 6. Контроль и анализ исполнения бюджета
Закрытие налогового бюджета осуществляется ежемесячно в срок до 10 - 20-го чисел следующего месяца.
Бухгалтерия или отдел налогового учета (центр ответственности) готовит отчет в табличной форме "план - факт - отклонения" по видам налогов и сборов в сопоставлении с прошлым периодом.
Анализ налогового бюджета проводит центр ответственности, отвечающий за его разработку и исполнение. Анализ исполнения налогового бюджета начинается с оценки общей суммы запланированных и фактически начисленных налогов и сложившихся отклонений. На следующем этапе анализа делается расчет показателей, повлиявших на отклонение фактических и плановых показателей и отклонение фактических показателей отчетного и прошлого годов. К таблице "Анализ исполнения налогового бюджета" прилагается пояснительная записка, в которой излагаются результаты анализа показателей бюджета.
Сведения об исполнении налогового бюджета передаются в финансовый отдел для анализа фактического исполнения отчета о прибылях и убытках. На основании проведенного контроля и анализа разрабатываются варианты корректировки планов, если это необходимо.