«Российская газета» будет печатать «единый федеральный список организаций, признанных судами РФ террористическими». Такое распоряжение издал премьер-министр Михаил Фрадков. Документ будет готовить Федеральная служба безопасности, ей же поручено регулярно обновлять его. Но аналогичный, причем более полный, список в России составляется уже три года…
По заявлению начальника Управления по борьбе с терроризмом ФСБ России Юрия Сапунова, новый документ, во-первых, поможет российским банкам бороться с отмыванием «грязных» денег, а во-вторых, «пригодится политическим организациям, устроителям экономических форумов и руководителям компаний, которые по неведению могут вступать в отношения с террористами или их финансистами». На данный момент, по словам Сапунова, Верховный Суд России признал террористическими 17 организаций: 15 — в 2003 году и еще две — в июне нынешнего года.
Любопытно, однако, что с 2003 года еще одна серьезная организация — Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг), называемая «финансовой разведкой», в полном соответствии с другим постановлением Правительства уже ведет аналогичный учет. Она регулярно обновляет и рассылает «тем, кому положено», в том числе российским банкам, свой Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности. Причем в этом Перечне фигурируют не 17, а 21 организация плюс 800 имен физических лиц. Банки уже получили 14-ю версию Перечня. Документ финансовой разведки имеет гриф «Для служебного пользования» и не предназначен для публикации в открытой печати. А политическим организациям, устроителям экономических форумов и др. этот Перечень вообще не рассылается. Зато для финансистов он имеет характер нормативного документа. В соответствии с «антиотмывочным» законодательством любой банк, обнаружив в числе клиентов фигуранта Перечня, обязан сообщить об этом в Росфинмониторинг и на два дня приостановить любые финансовые операции данного клиента. В свою очередь, финансовые разведчики вправе заморозить денежную операцию подозреваемого еще на пять рабочих дней, пока правоохранительные органы будут разбираться в ситуации.
То есть система уже давно создана и работает. Не ясно, зачем параллельно аналогичной работой будет заниматься еще и ФСБ. Возникает и более важный вопрос: какой список «террористов» станет обязательным для банков: старый, новый или оба вместе? Ответ пока получить не удалось.
«ЭЖ» взяла на контроль данную ситуацию.