На статьи
«Составные части провала нацпроекта» («ЭЖ» № 28)
Очень понравился обзор: точный, фактографичный, убедительный. Но практически за рамками статьи осталась проблема развития базы стройиндустрии в стране. Сказано, что годовой прирост продукции стройматериалов в среднем составляет около 10% и на каждый 1% ввода новых мощностей (тоже в год!) выбывает из-за износа почти 2.
Все это хорошо известно и строителям, и особенно нам, работникам стройиндустрии. Нищей отрасли, приносящей огромные прибыли «дяде» — строительным компаниям. Но вот вопрос: как изменить ситуацию, что нужно сделать для того, чтобы сюда пришли настоящие, большие деньги? Для этого мало создать систему ипотеки — эти кредиты только увеличивают денежную массу на рынке готового жилья и провоцируют рост цен на квадратные метры. А ниже, в «фундамент» из этих денег, попадают жалкие копейки. Национальный проект должен продумываться с самого основания, с базы. Но это не было сделано.
Известно, что деньги идут туда, где выше прибыль и быстрее оборот. Отсюда предложение — специально для первого вице-премьера Дмитрия Медведева: в рамках нацпроекта резко и надолго — лет на 10—15 — снизить налогообложение предприятий стройиндустрии. А также освободить от налогов (кроме «зарплатных») само строительство новых мощностей в этой отрасли. Уверяю вас, сюда сразу же потекут инвестиции, и уже через 3—5 лет страна окажется в состоянии сооружать не 40—45 млн квадратных метров жилья в год, а вдвое-втрое больше…
В. М. Макарова, экономист завода ЖБИ, г. Саратов
«Газовые грабли» нашей родины» («ЭЖ» № 28)
Хочу обратить ваше внимание на то, что Международное энергетическое агентство (IEA) тоже считает ошибочной нынешнюю политику «Газпрома». По мнению этого авторитетнейшего эксперта нефтегазового сектора мировой экономики, российский газовый монополист не туда вкладывает деньги, скупая нефтяные активы и строя новые трубопроводы. Тем временем добыча газа в России падает на 20 млрд кубометров в год. Кроме того, страна ежегодно теряет около 70 млрд кубометров в трубах и просто сжигает в факелах на нефтяных месторождениях. «Газпрому» нужно инвестировать в разработку новых месторождений, модернизировать существующие трубы и газораспределительные сети. То есть заниматься своим хозяйством, а не политикой…
Евгений Соколов, аналитик консалтинговой
компании, г. Екатеринбург
«Законоотклонение тарифов преткновения» («ЭЖ» № 26)
Корреспондент справедливо задал вопрос депутату Зубову о лоббировании Правительством интересов ОАО «РЖД». Но, увы, он уклонился от ответа на эту часть комплексного вопроса. Могу также подтвердить правоту корреспондента о нежелании «РЖД» раскрывать свою экономику. Коллеги из «Мосгипротранса», где я проработал на экономических изысканиях почти 20 лет, рассказывают, что не только они — генеральные проектировщики Московского узла и БАМа, но и головной Институт ж/д транспорта (ВНИИЖТ) после 2002 года (т.е. после создания «РЖД») не может получить для исследований фактический материал по экономике железнодорожного транспорта. И здесь нет ничего — для того и вводится коммерческая тайна, чтобы скрывать воровство, эксплуатацию и развал.
Да и мое устное обращение к представителю финансового департамента «РЖД» в связи с публикацией в «ЭЖ» проблемной статьи о вздутии тарифов для трансконтинентальных контейнерных перевозок ничего не дало. На обоснованное опасение ухода иностранных перевозчиков на «кружные» океанские маршруты мне сказали: «А подумаешь, два уйдут, а остальные останутся».
А если уйдут не два, а два десятка?..
М. Е. Кардасевич, инженер-экономист, г. Москва